ПОДАРОК БИБЛИОТЕКЕ

Версия для слабовидящих



В отделе абонемента Национальной научной библиотеки Северной Осетии – выставка книг, подаренных читателям этого храма знаний Борисом Михайловичем Сабанти, большим другом нашей «научки».

Борис Михайлович Сабанти, доктор экономических наук, профессор, академик Международной академии высшей школы, автор научных трудов и учебных пособий по экономике и финансам, а также поэтического сборника «Это было...» и книги воспоминаний, размышлений о жизни и судьбе Осетии и семьи, рассказов и легенд «Моя маленькая страна».  В своё время после аспирантуры Б.М. Сабанти двадцать лет преподавал в ГСХИ (ныне – Горский государственный  аграрный университет), потом - в Ленинградском финансово-экономическом институте, жил в Германии. Он знал руководителей республики, нескольких – близко, дружил и продолжает дружить со многими представителями творческой интеллигенции Осетии. В настоящее время по приглашению ректора СОГУ Алана Огоева Борис Михайлович работает в Институте развития регионов, созданном на базе СОГУ центре инвестиционного и управленческого консультирования. Он – частый и желанный гость в Национальной научной библиотеке Северной Осетии, участник проекта «Современник» (автор и ведущая – заслуженный работник культуры РСО-А, заведующая абонементом Светлана Дзукаева).

Среди книг и поэтических сборников, подаренных библиотеке, встречаем такие имена и названия, как Омар Хайям, Мир Амман, Кабир, Амир Хосрон Дехлеви, «Турецкая ашыкская поэзия», «Лирика Древнего Египта», Хафиз, «Сказание о Зохре и Тахире», Бо-Цзюй-и, Франце Прешерн, Рубен Дарно, «Лирика» Саят Нова, Хакани, Руми, Козы Корпеш и Баян-Слу, Ян Райнис, Назым Хикмет и многие другие.

Как видим, среди подаренных нам книг много произведений поэтов Востока, раскрывающих различные философские вопросы, которые волнуют души стихотворцев. Это вопросы жизни и смерти, поиски своего места в обществе, поиски смысла существования человека на земле. Завораживающая, многогранная и многоликая восточная поэзия разных эпох привлекает современных читателей своим глубоким философским содержанием, высокой духовностью и  жизнелюбием. Воспевание величия духа и высоких чувств человека, стремление приблизиться к идеалу - главные черты, присущие восточной поэзии. Творчество восточных поэтов представлено разнообразными жанровыми формами. Газель, рубаи, касыда, кыта (мукатта), месневи, бейт, аруз, гошма (гошты), дастан, муамма, назира, тарджибанд, фард, хикмет, туюг, а также (в Японии) хокку и танка  – наиболее распространённые стихотворные формы восточной поэзии. Сборники же своих стихов восточные поэты называли диванами. Они смогли в своих произведениях определить роль человека в окружающем мире, воспеть силу разума и чувств, их лирика по-настоящему философская, внутреннее содержание её направлено от созерцания к мысли. Веками шлифовалось умение восточных поэтов в короткой, но точной фразе высказывать глобальную по значимости и убедительности мысль. В творчестве этих поэтов отражается особый менталитет восточных народов, особая духовность, особая атмосфера. Всё это непривычно для нашего европеизированного сознания, но, согласитесь, всегда приятно расширить свой кругозор, своё знание о мире!

Одним из самых выдающихся поэтов средневекового Востока был известен всему миру поэт-гуманист Омар Хайам. Он считается непревзойденным мастером составления четверостиший философского содержания. Следует сказать, что на примере поэзии Омара Хайяма можно изучать восточную поэзию средневековья, которая отличается глубоким смыслом и мудростью многих поколений восточных мудрецов. Наиболее популярной на востоке во все времена была поэзия рубаи, представителем которой и был Омар Хайам. Рубаи представляет собой миниатюрное законченное произведение, выражает определённое мнение, чаще всего подчёркнутое в последней строке строфы.

Сейчас европейская поэзия ориентирована на проявление индивидуальности, “новизну”. “Новое” – синоним “хорошего”. От поэзии ждут открытий – новых, невиданных прежде, метафор, новых сюжетов, новых впечатлений. На Востоке же понимали поэзию иначе – как совокупность известных знаков, как особый язык, лексикон, слова которого знакомы, но от этого не теряют своего значения и важности. Разумеется, лексикон этот был динамичен, подвижен, - он пополнялся, но осторожно. Задачей поэта являлось подчинение своей индивидуальности каноническим требованиям, но так, чтобы в этом подчинении индивидуальность и проявилась.

Дорогие читатели, действующая выставка ждёт вас на абонементе!