ЧИТКА ПЬЕСЫ СОВРЕМЕННОГО АВТОРА

Версия для слабовидящих




26 мая в отделе художественной литературы Национальной научной библиотеки Северной Осетии состоялось очередное собрание любителей изящной словесности в проекте «Вечер у камина».

В. Бокоева, Т. Подунова, Ф. Бесолова, М. ТатарскаяВедущая мероприятия – заведующая отделом Марина Татарская – подготовила к показу интересный телесюжет о месте книги в нашей жизни, об её участии в сохранении нашего нравственного здоровья: была продемонстрирована передача «О самом главном» с сюжетом «Чем полезны книги», где в роли лектора выступил практикующий врач. Постоянную рубрику «Виртуальная книжная полка» присутствующие в зале слушатели охотно «заполнили» своими любимыми книгами. Старший преподаватель кафедры русской и зарубежной литературы филологического факультета СОГУ Фатима Бесолова рекомендовала к прочтению рассказ А.П. Чехова «Пари», а режиссёр экспериментального молодёжного театра-студии «Пилигрим» при СК ГМИ Виктория Бокоева предложила присутствующим ознакомиться с произведением Борхеса «Роза Парацельса» (которое она мечтает воплотить когда-нибудь на сценической площадке вместе с «Фаустом» Гёте!), любые сказки – всех народов мира! А также пьесы испанского драматурга, родоначальника камерного театра в Испании Хосе Санчеса Сенистера – по его «Барселонским премьерам» Виктория сделала свой выпускной спектакль «Ай, Кармен!» в Щукинском училища… На эту виртуальную полку читатели порекомендовали поместить произведения Эдгара Алана По,  Леонида Филатова, «Овод» Э.Л. Войнич, рассказы Людмилы Петрушевской, произведения Дины Рубиной и многие другие книги, на которых выросло не одно поколение российских граждан.

В библиотеке в течение многих лет действует проект «Современная драматургия», в котором участвуют актёры молодёжных театров-студий «Вариант» (рук. Елена Айрапетова) и «Пилигрим» (рук. Виктория Бокоева). Разговор в зале как раз и пошёл о прочтении пьес авторов – наших современников. Об истории возникновения театральной читки присутствующим рассказала сотрудница ОХЛ Лариса Абисалова. Как отдельный вид театрального зрелища, читка появилась в середине 20-го века, при театре Royal Court в Лондоне, в эпоху движения «молодых рассерженных людей» — драматургов, решивших произвести революцию в театральном пространстве. Они выступали против тотальной консервативности и несовременности тогдашнего британского театра. Со временем это движение вылилось в то, что сейчас называется «new writing» («новая драма») и читки стали привычной составляющей театрального процесса в Европе, Америке, а за последние 10 лет и в России (фестивали «Любимовка», «Новая Драма», «Текстура»; Центр им. Вс. Мейерхольда и Театр.док в Москве; театры Санкт-Петербурга, Перми, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга и многих других городов).

Виктория Бокоева вспомнила 90-е годы прошлого века с его «летними лабораториями», где заезжие американские драматурги читали свои пьесы. И отметила, что читка – это первый шаг к уважительному отношению к автору текста, а также знакомство с тем, как режиссёр интерпретирует этот текст.

В то время, когда живое, непринуждённое и настоящее общение между людьми становится дефицитом, особенно ценятся события, к нему располагающие. Поэтому совершенно не удивительно, что читки современной драмы приобретают популярность и подпитываются сильным и искренним интересом молодой аудитории и публики, предъявляющей к театру современные художественные требования. Во-первых, читка наполнена хорошей долей энтузиазма, который проявляется в добровольном выборе пьес и работе актёров и режиссёров. Во-вторых, есть импровизация и свобода — всё должно быть намечено, но ничего не «закручено» намертво, как в спектакле; да и то, что актёры держат текст в руках, раскрепощает их, провоцирует на лёгкие и живые реакции и исполнение. В-третьих, есть актуальность — темы и персонажи знакомы всем из реальной жизни, они если и не помогают понять, как мы живём и что с нами происходит, то хоть дают возможность именно сейчас увидеть себя со стороны или увидеть то, на что пытаешься не обращать внимания.

Таким свободным и демократичным видом театрального искусства как раз и является публичная читка, когда актёры из разных театров города собираются вместе, чтобы читать на публику пьесы современных драматургов. Читают в самых разных местах. Иногда читка превращается в хороший камерный спектакль.

Вообще - что такое читка? Это особая форма репетиции пьесы, где актёры читают пьесу по ролям перед группой слушателей. После читки предполагается обсуждение пьесы: как оценивают зрители данное произведение, интересна ли будет постановка зрителю, какие проблемы и темы она поднимает и т.д. Стоит отметить, что такая работа полезна и актёрам: они получают возможность «размять» материал, примерить его, соизмерить со своими актёрскими возможностями, осмыслить своё существование в роли.

Как сказал актёр, режиссёр Олег Липовецкий, «читка — это своеобразный спектакль. Нет декораций и костюмов, но есть ваше воображение. Нет мизансцен, но есть актёры, которые создают характеры персонажей. Есть текст, который оживает в речи артистов, есть мысль, которую стремится донести в своём разборе режиссёр. И есть Вы — уникальный зритель, который может высказать своё мнение в обсуждении, которое обязательно состоится после читки... Пусть это будет интеллектуальное развлечение — это же здорово! Плюс есть некий флёр причастности к тайне искусства и избранности. Мы проверили этот формат, и он отлично работает».

«Интерес зрителя здесь заключается, прежде всего, в желании попасть внутрь процесса созидания, за кулисы театра в рабочее время, и стать его участником», - пишет Марина Тетерина в статье «Американцы хорошо понимают русских». Как таковая читка не является чем-то новым для театра, будучи, скорее, рабочим моментом. Драматурги всегда читали свои пьесы в кругу друзей и со сцены. И  в этом случае читка просто выполняет функцию ознакомления с текстом, как это происходит на драматургических фестивалях и семинарах-лабораториях. Это - попытка нащупать и услышать в первую очередь автора.

Театральное искусство постоянно развивается, как и любое другое. При сплавах различных направлений в искусстве происходят очень интересные вещи. Читки пьес давно уже заняли свою нишу на театральном пространстве России. Чем объяснить их популярность? Во-первых, в наше время, когда людям пытаются всё разжевать и вложить в рот, говорят, куда смотреть, что покупать, как поступать, нашим гражданам просто нравится, что за них ничего не решают и позволяют работать их уму и душе. Во-вторых, для актёров это отличный профессиональный тренинг. И, конечно, огромную роль играет незатратность этого жанра. Есть мнение театроведов, что это уже теперь отдельный театральный жанр со своими законами и выразительными средствами. Ещё, наверное, в век массового искусства и производства, когда люди устали от того, что их превращают в безликую массу, зрителю важно, чтобы разговаривали именно с ним. На его языке. А читка как раз и провоцирует зрителя на самостоятельное видение картины происходящего. Другими словами, если в зале сидит сто человек, то одновременно будет идти сто разных спектаклей, у каждого — свой.

По сути, читка — это вариант спектакля, в котором в первую очередь проявляются интрига и персонажи. Она не обязывает к мизансценированию и к визуализации пьесы, но и не исключает их. Часто читка приближается к перформансу и позволяет полностью разобрать материал, характеры, простроить историю, а сжатые сроки аккумулируют творческую энергию чтецов-актёров.

Известный российский театральный критик Марина Давыдова в своей статье «Драма без героя» описывает читку так: «Это такой своеобразный театральный жанр, в котором артисты декламируют текст с листа, интонируют и жестикулируют, но полноценных образов не создают. Не играют роли, а делают сценический набросок ролей. Читки были поначалу сугубо технической придумкой. ... Но новоиспеченный жанр стоит, думаю, закрепить как полноправный».

Марина Татарская рассказала о том, что 26 мая 2015 г. в театре «Содружество актёров Таганки» впервые прошло вручение литературной премии «Филатов-фест», посвящённой памяти актёра и поэта Леонида Филатова. Пьеса о писательской ответственности "В зале есть врач?" Елизаветы Трусевич из Белоруссии победила в номинации "Драматургия" Всероссийского фестиваля поэзии и драматургии имени Леонида Филатова "Филатов-Фест". А перед финалом был  так называемый «Час читок», в котором московские актёры прочитали пьесу победителя в номинации «Лучший драматург» Елизаветы Трусевич «В зале есть врач?» под аккомпанемент саксофона Сергея Летова (о чём и был показан видеосюжет на большом экране в зале).

Цель премии — находить молодых талантливых поэтов и драматургов во всех регионах России. У «Филатов-феста» внушительное жюри — около 20 человек, среди которых вдова Леонида Филатова Нина Шацкая, а также Влад Маленко, Владимир Качан, Михаил Полицеймако, Елена Исаева, Вадим Степанцов, Мария Сёмушкина и другие. Трусевич, уже известная также как писатель, сценарист и режиссёр (например, её детский фильм «Семицветик» получил в прошлом году призы на крупнейших российских кинофестивалях), благодаря премии имени Леонида Филатова сможет осуществить постановку своей пьесы на одной из ведущих театральных площадок Москвы.

Герои пьесы Трусевич - литераторы-врачи - Булгаков, Чехов, главные персонажи - Пушкин и его супруга. Это история об ответственности писателя, особенно хорошего писателя, перед читателями. Ответственности не меньше, чем у врача перед пациентом.

Всем присутствующим был роздан текст этой небольшой по объёму, но глубокой по содержанию пьесы – и состоялась читка! После чего был сделан подробный анализ произведения, высказано отношение чтецов к характерам озвученных персонажей, подведены итоги мероприятия. И самым главным итогом стала заинтересованность публики в продолжении таких камерных вечеров, где каждый из гостей может высказать свою точку зрения, поспорить с оппонентом, доказывая с аргументами и фактами свою правоту, послушать других.