И ВНОВЬ ГОРЯТ СВЕЧИ НА КАМИНЕ…

Версия для слабовидящих




Свой сентябрьский «Вечер у камина» читатели зала художественной литературы посвятили знакомству с замечательным проектом старейшего российского литературно-художественного журнала «Октябрь», с 2008-го года публикующего на обложках и в специальных выпусках современную короткую и сверхкороткую прозу (инициаторы проекта – писатель Владислав Отрошенко и главный редактор журнала Ирина Барметова). «Рассказы с ладонь», которые звучали и обсуждались на прошедшей встрече, так заинтересовали участников, что возникло желание не просто продолжить их чтение в октябре, но и провести одноименный конкурс среди читателей нашей библиотеки. Итак, конкурс объявлен, первые «татуированные» листочки с ладонями уже легли в копилку, и пусть литературный осенний листопад будет обильным и многоцветным…

А пока продолжилось совместное чтение специального номера «Октября» (№10, 2014), посвященного 90-летию журнала. В предисловии к номеру говорится о том, что юбилейный номер выпускается «…не к хронологически точной дате, а в соответствующем названию журнала октябре. Отблеск осени сквозит и в коротких рассказах, специально написанных для этого номера.

Осень, с легкой руки Пушкина ставшая почти синонимом творческих озарений, - это наш праздник, праздник журнальной литературы».
Завсегдатаи и новые гости Литературной гостиной «Вечера у камина» с энтузиазмом подхватили эту эстафету, 27-го октября приняв участие в литературно-музыкальном перформансе «Рассказ с ладонь», лейтмотивом которого стала извечная проблема дихотомии искусства и жизни, двух ипостасей любого из нас: проживание собственной судьбы и проживание себя в искусстве.

Включив в предмет разговора специальный выпуск журнала «Берег литературы: Новое слово Латвии, Литвы и Эстонии» (№9, 2015), участники «прожили» рассказы П.И.Филимонова «Искусство и жизнь» и Кирке Кангро, Маарьи Кангро «Опера» (в интерпретации главного библиографа отдела искусств Оксаны Хугаевой); рассказы Андрея Волоса «Читатель» и Михаила Эпштейна «Дзен-встреча с Пелевиным» в исполнении режиссера Елены Александровны Айрапетовой;  остроумную миниатюру автора Ая эН «Утюг и тормоз» прочел Давид Абисалов; Марина Татарская представила рассказ Валентины Голубовской «Цвет блохи, упавшей в обморок», Мадина Газаева – рассказ Алексея Андреева «Богатырь-лайт», Алана Туаева и Зарина Сагаева – миниатюры Ильдара Абузярова «Не любовь» и Максима Курочкина «Линолеуму сотни лет»  и пр.

Выступили и первые авторы-участники наших «Вечеров…»: музыкант Манукян Артур (не только с собственным рассказом «Капля падает в воду», но и с фрагментами своих музыкальных произведений) и давний читатель отдела художественной литературы Батраз Заубатырович Албегов.

Много вопросов и свежих идей для будущих встреч вызвала полемическая статья известного критика и телеведущего Николая Александрова «Стало быть, снова весна». Размышляя о современной литературной ситуации, автор готов признать, что «…русская классика действительно стала классикой. И какое к ней имеет отношение современная литература – большой вопрос». «Век суетливо уходит в виртуальность», и все же «…русская античность (то есть все тот же девятнадцатый век) хоть частью своей, хотя бы интонацией, культурой мысли и письма продолжается в современности. Или хотя бы память об этом золотом времени жива и есть попытки это время не вернуть, нет, но хоть как-то ему соответствовать», - так интерпретирует общий настрой критических работ своего коллеги Андрея Немзера Н.Александров, и, судя по всему, последний этим настроениям солидарен.

Молодые участники перформанса восприняли этот материал как чрезвычайно актуальный, высказав много интересных суждений, иногда звучавших как вопросы, которые еще требуют определенной душевной и духовной работы: каково наше существование в виртуальном мире (его плюсы и минусы); не утеряли ли мы навыки самооанализа, рефлексии; можно ли сегодня уверенно сказать, что останется в культурном пространстве, а что – растает во тьме; каково наше сегодняшнее восприятие классики, в том числе – в смежных с литературой искусствах: музыке, танце, театре, более того: каково взаимодействие точных и естественных наук с искусством и пр.

В связи с последним на виртуальной книжной полке появится книга Фритьофа Капры «Дао и физики». А Марина Татарская добавила в рубрике «Виртуальная полка» книгу, в которой ранний удивительно совпавший жизненный опыт двух ее авторов, Людмилы Улицкой и Владимира Любарова, воплотился соответственно в шести рассказах и иллюстрациях к ним, - «Детство сорок девять». Здесь нет никакого осуждения времени, - читаем в предисловии, - есть только теплота воспоминаний.

Итак, ура осени, в которой Александр Сергеевич Пушкин, по остроумному замечанию Н.Александрова, чувствовал «стихийную силу животворящей весны. <…> Чистое созидание. Творческий порыв и ясный разум».

 

На этой ноте и расстанемся до следующей встречи, сулящей букет из пестрых листьев, испещренных моментальными снимками наших судеб.

Фатима Бесолова, куратор проекта