ВЛАДИМИР НАБОКОВ: «Я МЫСЛЮ КАК ГЕНИЙ, ПИШУ КАК
ВЫДАЮЩИЙСЯ ПИСАТЕЛЬ И ГОВОРЮ КАК РЕБЕНОК»

Версия для слабовидящих




Великая литература идёт по краю иррационального.
В. Набоков

19 мая в Национальной научной библиотеке Северной Осетии состоялась очередная встреча поклонников жанра стихотворений – завсегдатаев и членов Владикавказского поэтического «Чай-клуба». Темой встречи стало творчество поэта и писателя Владимира Владимировича Набокова, а ведущий мероприятия – поэт, преподаватель СК ГМИ Заурбек Абаев – познакомил собравшихся с биографией мастера и его стихами.

Заведующая залом электронных ресурсов ННБ Залина Татрова подготовила видеосюжет со стихами В. Набокова «К России», а поэтесса Наталья Куличенко прочитала пронзительные стихи Набокова, обращённые к оставленной России,  и продемонстрировала видеозапись романса «Расстрел» (муз. Игоря Карташёва, сл. В. Набокова) в исполнении актёра и композитора И. Карташёва. Поэт, заместитель министра культуры РСО-А Чермен Дудаев провёл аналогию между двумя писателями-эмигрантами – Гайто Газдановым и Владимиром Набоковым, вспомнил жизненные перипетии двух мастеров слова – Бунина и Набокова, обратился к скандально известному роману «Лолита» как сублимации внутреннего состояния и фантазий самого автора. Так чей же всё-таки он был писатель – русский или американский? Что им двигало – душа или нажива? Каждый из слушателей в течение вечера сам для себя смог ответить на этот вопрос…

…Тень русской ветки будет колыхаться
На мраморе моей руки…
В. Набоков

В литературе 20 века этот писатель занимает особое место в первую очередь потому, что Набоков писал одновременно на двух языках – русском и английском. Он стал классиком как русской, так и американской литературы, создав множество произведений в различных жанрах. Кроме того, писатель Набоков существует только в Америке. В России он публиковался до эмиграции под псевдонимом В. Сирин (в мифологии средних веков сирин — райская птица-дева с женской головкой и грудью, она зачаровывает людей райским пением и служит символом бесприютной, гонимой души).  Рафинированный художник, волшебник слова, утончённый стилист, В. Набоков был, несомненно, рождён высокой петербургской художественной культурой и развивал её традиции за рубежом. Он терпеть не мог Достоевского, конфликтовал с Г. Ивановым и Г. Адамовичем, ненавидел Пастернака, дружил с Ходасевичем, обожал форму сонета, увлекался теорией стихосложения, написал множество стиховедческих и критических работ. Его облик неповторим среди крупных людей русской литературы нашего века. Сам о себе Набоков говорил так: «Я американский писатель, рождённый в России, получивший образование в Англии, где я изучал французскую литературу перед тем, как на пятнадцать лет переселиться в Германию… Моя голова разговаривает по-английски, моё сердце — по-русски, и моё ухо — по-французски».

Владимир Набоков родился 22 апреля 1899 г. в Петербурге в семье одного из самых популярных в предреволюционной России политических деятелей, члена 1-й Государственной Думы от кадетской партии юриста Владимира Дмитриевича Набокова. Кстати, Набоков гордился тем, что родился в один день с Шекспиром и ровно через сто лет после Пушкина! Род Набоковых вёл своё летосчисление от обрусевшего татарского князя Набока Мурзы. Его отец был потомственный дворянин, юрист-либерал. Мать писателя, Елена Ивановна, происходила из рода золотопромышленников Рукавишниковых. Детство Набокова проходило в роскоши, в загородном имении под Гатчиной, он ни в чём не нуждался. Внутренний уклад дома был организован на английский манер, в результате чего первым языком Набокова тоже стал английский. С детства В. Набоков знал одинаково свободно русский, английский и французский языки.

По семейной традиции сын получил блестящее домашнее образование. Свои счастливые ранние годы Владимир Владимирович вспоминал потом всю жизнь. Набоков окончил Тенишевское училище — одно из элитарных учебных заведений Петербурга - с отличием не только в учёбе, но и в спорте. Во время обучения писал стихи, увлёкся изучением насекомых (энтомологией). К слову, впоследствии многие виды бабочек, открытых Набоковым, будут названы в его честь и собраны в особую группу. С юности серьёзно увлекался шахматами: был достаточно сильным практическим игроком и позже опубликовал ряд интересных шахматных задач.

Первые сборники стихов В. Набокова были опубликованы еще в 1916 и 1918 гг. в России.

Октябрьский переворот вынудил семью Набоковых в 1918 году бежать сначала в Крым, а затем, через год, навсегда покинуть Россию. Кстати, первый творческий успех приходит к Владимиру именно в Крыму - его произведения печатают в газете «Ялтинский голос».

За границей будущий писатель окончил Кембриджский Тринити-колледж, где изучал романские и славянские языки и литературу. В 1922 году в Германии трагически погибает отец Набокова, закрывший собой лидера кадетской партии П.Н.Милюкова от пули черносотенца. Тогда же Набоков начинает публиковать свои рассказы. В 1925 году он женился на Вере Слоним, в 1934 году родился его единственный сын Дмитрий. Известность В.В. Набоков приобрёл в 1926 г., когда вышел его роман «Машенька».

Набоков вёл замкнутый образ жизни, почти не общался ни с литераторами, ни с русскими эмигрантами. В первое десятилетие активной творческой деятельности он опубликовал рассказ «Возвращение Чорба» (1928 г.), повесть «Защита Лужина» (1930 г.), романы «Камера обскура» (1933 г.), «Отчаяние» (1934 г.), «Приглашение на казнь» (1935—1936 гг.), «Дар» (1937 г.). Автор экспериментировал с формой и стилем, печатался в журнале «Современные записки». В феврале 1925 года в «Нашем мире», приложении к берлинской газете «Руль», Владимир Набоков впервые использовал термин «крестословица» для кроссвордов, которые составлял для этого издания.

Эмигрантская критика в целом восприняла Набокова как «странного писателя». Его виртуозная проза многих отталкивала некоторой холодностью. В. Ф. Ходасевич отмечал «двоемирие» Набокова, для которого воображаемый мир более реален, чем действительная жизнь.

В 1937 г. Набоков покинул Германию, где установился фашистский режим. Сначала он поселился в Париже, но в 1940 году вместе с женой и сыном, который впоследствии стал певцом миланской оперы, пересек Атлантику и на последующие 20 лет обосновался в США, где в 1945 г. получил американское гражданство. В Америке писатель также прославился как энтомолог. Там Набоков начал писать на английском языке и публиковаться под своим настоящим именем (ранее он использовал псевдоним В. Сирин). Набоков читал лекции по истории русской и зарубежной литературы в американских университетах, путешествовал. Первый англоязычный роман Набокова — «Истинная жизнь Себастьяна Найта» (1940 г.), затем последовали «Другие берега» (1954 г.), «Пнин» (1957 г.). «Лолита» (1955 г.), ставшая бестселлером и принёсшая автору мировую славу, была написана на русском и английском языках. Гонорары за этот роман позволили Набокову стать материально независимым и целиком сосредоточиться на литературе.

В 1960 г. он вернулся в Европу. В 1964 г. вышел в его переводе на английский «Евгений Онегин» А. С. Пушкина в четырёх томах, снабжённый обширными комментариями. Набоков также перевёл на английский «Героя нашего времени» М. Ю. Лермонтова, «Слово о полку Игореве», многие стихотворения из русской классики.

Стихи не снискали Набокову особой известности, хотя он продолжал писать их почти всю сознательную жизнь в литературе. Малый эпос (рассказы) также не возымели особого воздействия на публику. Зато уже первый роман Набокова – «Машенька» - вызвал самые оживлённые толки в эмигрантской среде. Критики говорили о том, что Россия Владимира Владимировича совершенно не похожа на ту, что изображали И. Бунин, Б. Зайцев.,  И. Шмелев и А. Куприн. В России Набокова нет узнаваемых городов или деревень. Его персонажи не являются типичными для русской литературы, их невозможно отнести ни к одному классу. Что удивительно, но нет в набоковских произведениях и отображения Октябрьской революции, которая перевернула всю привычную жизнь русского дворянства.

В произведениях писателя Россия предстаёт как образ утраченного детства. Набоков наделяет её невинностью и гармоничным мироустройством. Идиллический мир счастья и блаженства. Нет в нём ни разрушений, ни боли, ни грязи. Для Набокова мир его родины предстаёт застывшим в своей красоте и величии. Сам писатель считал самым главным достоинством своих произведений безукоризненный язык. Это относится как к его русскому, так и зарубежному творчеству. За Набоковым закрепилась слава мастера виртуозной писательской техники, но мастера холодного, не выказывающего своего отношения к персонажам. Зато в области словесной игры, каламбура, внимания к художественным деталям, пародии, скрытого и явного цитирования Набокову мало равных в мировой литературе. Его по праву относят к предтечам постмодернистского искусства. Кандидатура Набокова трижды выдвигалась на получение Нобелевской премии по литературе, - увы, безрезультатно…

Больше всего на свете Владимир Набоков терпеть не мог пошлости. Этим словом он называл слишком простое содержание. Пошлость - это и буржуазия в том виде, в каком понимал её ещё Флобер. То есть это та ситуация, когда философия, история или мораль покушаются на искусство. Пошлость по Набокову - требования в литературе гражданственности. Поэтому ему так претила революционно-демократическая критика России. Эта идея наиболее полно отразилась в романе «Дар». Набоков посвятил одну из глав произведения описанию жизни Николая Чернышевского, известного революционер-демократа. Писатель полагал, что главное в искусстве – эстетическое наслаждение, а не какая-либо практическая польза. Проявлением пошлости Набоков считал и тоталитарные режимы, например, гитлеровский и сталинский. Этот протест отразился в романах «Под знаком незаконнорождённых», «Приглашение на казнь», пьесе «Изобретение Вальса», рассказах «Истребление тиранов», «Королёк» и др.

Герой набоковского мира – художник, человек, наделённый творческим даром. Например, Фёдор Годунов-Чердынцев, Александр Лужин, Цинциннат и др. Такой персонаж часто оказывается в ситуации, когда вынужден противостоять целому миру, отстаивая своё право на свободу. Для американских романов Набокова («Белый огонь», «Истинная жизнь Себастьяна Найта», «Память, говори», «Другие берега», «Под знаком незаконнорождённых» и др.) характерно противопоставление искусства как истинной реальности и действительности как мрачного здравомыслия и царства пошлости.

… За всю сознательную жизнь В.В. Набоков так и не обзавёлся собственным домом, жил в отелях и гостиницах. Скончался он 12 июля 1977 г. в Монтрё (Швейцария), на могиле его - надпись по-французски: «Владимир Набоков. Писатель. 1899 – 1977»…

Осталось добавить, что книжную выставку «Владимир Набоков» подготовили сотрудники отдела художественной литературы ННБ, а в течение всего вечера на сцену выходили молодые владикавказские поэты – лауреат премии им. Мисоста Камбердиева Дзерасса Асламурзаева, а также Марат Мазлоев, Инна Келехсаева, Екатерина Жуковская – и читали как стихи и отрывки из романов В. Набокова, так и авторские стихотворения.