НАШ СОВРЕМЕННИК ЭДУАРД ДАУРОВ: «Я ДОБРЫЙ, НО КОЛЮЧИЙ!»

Версия для слабовидящих




29 марта в «научке» состоялась встреча с очень интересным, приятным, умным, думающим человеком – неравнодушным гражданином страны, большим другом главной библиотеки республики, народным артистом РСО-Алания Эдуардом Дауровым.

Открывая мероприятие, заведующая абонементом ННБ, заслуженный работник культуры РСО-А  Светлана Дзукаева сказала:  «Приятно сообщить нашим читателям о том, что Национальная научная библиотека Северной Осетии запускает новый проект – «СОВРЕМЕННИКИ», уютной площадкой для которого станет обновлённый отдел абонемента художественной литературы на 1 этаже. Герои проекта представляют себя сами. Это люди разные, но обязательно яркие, творческие, думающие, неравнодушные, обладающие своей собственной жизненной позицией. Общение с участниками будет строиться на намеренно простых, базовых вопросах – но ответы на них далеко не очевидны и наверняка часто будут неожиданны.

Проект – принципиально открытый. Все материалы о нём будут появляться на сайте библиотеки, в соцсетях на страницах ННБ, где все желающие смогут познакомиться с каждым из «современников» в видеозаписи и в печатной версии, дополненной ссылками на интернет-ресурсы, посвящённые как самому герою, так и упоминаемым им именам, событиям, произведениям и понятиям, или же посмотреть, как на один и тот же вопрос отвечают различные участники проекта.

Дауров Эдуард с В. Пархоменко с ведущей С. Дзукаевой

2017 год подарит нам встречи с певцом Эдуардом Дауровым, режиссёром Розой Бекоевой, офицером 58 армии Олегом Марзоевым, председателем молодёжного парламента Азаматом Гаглоевым, директором  театра КВН Сосланом Плиевым, поэтом Давидом Газзати, Алексом Дарчиевым, с редакцией журнала «Модный Владикавказ». В конце каждой встречи гости ответят на одни и те же очень короткие вопросы.

Главное – скучно не будет!»

Народный артист РСО-А и заслуженный артист РЮО, Эдуард сначала с отличием окончил исторический факультет СОГУ, а уже после окончания ГИТИСа 20 лет проработал в Северо-Осетинском театре оперы и балета и занимался сольной карьерой, в его творческом багаже – известнейшие партии: Эдвин в «Сильве» Кальмана, Герман в «Пиковой даме» Чайковского, Дон Хозе в «Кармен» Бизе, Туридду в «Сельской чести» Масканьи. Всего и не перечислишь…  А начиналось всё с карьеры … бетонщика на стройке, куда будущий маэстро, а тогда простой паренёк из селения Хумалаг  попал, не пройдя с первого раза в вуз! Позже, уже будучи студентом 4 курса истфака, он подрабатывал ночным сторожем в Республиканской научной библиотеке им. С.М. Кирова – и с упоением по ночам в отделе искусств слушал на стареньком проигрывателе «Аккорд» пластинки с записями оперных арий…  Его буквально заворожил голос великой Марии Каллас. Позже Эдуард стал коллекционировать сначала виниловые диски, потом – CD и DVD-диски, постепенно стал разбираться в вариациях и интерпретациях одного и того же музыкального произведения…

Тогда же он впервые спел на сцене Осетинского театра – и был замечен и отмечен Агундой Кокойти. Тогда же поступил на вокальное отделение в училище искусств, где стал преподавать историю. В 1982 году в республике решено было организовать музыкальную студию из подающих надежды вокалистов – и послать ребят учиться в Москву. Среди одногруппников Эдуарда были Валерий Сабанов, Владимир Тайсаев и многие другие ныне знаковые для Осетии люди. И Дауров – поступил в ГИТИС сразу же, хотя и не имел базовой музыкальной подготовки. Признаётся, что было сложно и трудно учиться – но необыкновенно интересно. Так что историческая наука, возможно, потеряла в лице Эдуарда учёного, зато музыка приобрела замечательного исполнителя, любимого народом.

с внучкой Эмилией с Гуржибековой с Ф. Цаллаговой

С болью и горечью Эдуард говорил о сегодняшнем состоянии культуры и образования в России в целом и в Осетии в частности. Он убеждён, что научно-технический прогресс не есть безусловное благо для современной цивилизации, ибо зачастую веку машин просто не нужны бывают люди. Он, равно как и многие из нас,  не понимает, что же строит сейчас наше государство, какое общество? Какова наша идеология? Неужели только потребительство? А ведь культура, включающая в себя моральные устои и нравственные ценности, выработанные на протяжении многих веков нашими предками,  просто как воздух необходима обществу. Эдуард категоричен: молодёжи необходимы глубокие знания своей истории, и гордиться нужно не только мифическими аланами и нартами, но и знать по именам героев недавней истории, уметь рассказать о них гостям республики и своим младшим. А сама наука история, по мнению Э. Даурова, всё чаще превращается в политологию – в угоду власть предержащим, которые переписывают её под себя.

Эдуард всегда готов и к диалогу, и к дискуссии, он открыт общению, настроен на людей. - Кого из политологов слушает и читает? – Спицына, Хазина, Глазьева, Михаила Делягина, историка Александра Тюрина.  
- Каких алановедов рекомендует к прочтению? – Кузнецова и Ж. Дюмезиля.
- Какая книга могла бы стать настольной? – Эдуард читает всю жизнь – много и плодотворно. В разные периоды жизни это могут быть разные авторы, важно одно: чтобы тяга к чтению, к знаниям не исчезала никогда.
- Чем определяется высота культуры человека? – Его отношением к людям, способностью к сопереживанию и непреодолимой тягой к новым знаниям, к интеллектуальному росту. Вокруг нас всегда должны быть значительные, знаковые люди, помогающие нам расти и развиваться духовно, душевно, нравственно.
- Каким был самый счастливый момент в жизни? – Рождение сына в 1990 году. Вообще Эдуард – любящий муж, необыкновенно заботливый отец двоих детей и дедушка троих внуков!
- Что его может обрадовать, как ребёнка? – Хорошая книга, прекрасная песня, замечательно интересный человек.
- Что он может сказать о революционных настроениях современной молодёжи? – Ими, не знающими своей истории, умело манипулируют «кукловоды», их используют зачастую весьма прагматичные политики в своих корыстных целях. Эдуард против революций – он за эволюционный  путь развития. Однако признаёт, что иногда государству, чтобы сохраниться, необходима диктатура, авторитарные методы правления. По его мнению, Сталин был инструментом истории: ограниченность во времени и масса задач, которые было необходимо решить в этот сжатый временной отрезок, породили необходимость волевых решений, возможно, даже диктата. Что – в перспективе – есть благо для страны, но зло для тех, кто попал под «каток» репрессий. Великую Отечественную войну у Третьего рейха выиграла советская система, которая смогла создать за 20 лет нового человека, новую культуру. Сейчас же, за годы, прошедшие с развала СССР, мы часто видим абсолютно инфантильную молодёжь, которая просто не понимает, зачем надо защищать родину…
- Каковы самые большие достижения Эдуарда Даурова? – Их ещё нет – они все впереди!
- Каких людей он уважает больше всего? – Их много, в том числе и из присутствующих в зале.
- Как можно вкратце охарактеризовать состояние оперного дела в Осетии? – Плачевное… Разрушена сама система подготовки оперных исполнителей, с такой любовью выпестованная Б. Кабалоевым, нет своей школы. Образование многих из нынешнего состава вокалистов – выпускники училища искусств, солисты хора…
- Как решить проблемы репертуара Осетинского театра? – А как их решить, если молодёжь в городах не разговаривает на родном языке, если даже люди среднего поколения в лучшем случае знают осетинский разговорный – и затрудняются говорить «высоким штилем», используя литературный язык… Есть ли у нас драматурги нового поколения, пишущие на родном языке? С ностальгией Эдуард вспоминает то время, когда даже танцевали «по-осетински», а сейчас – в силу разных причин – и танцуют «по-русски» или «по-кавказски», в лучшем случае… Правда, отметил, что в последнее время в Осетинском театре появились интересные постановки, например, «Богатый дом» и «Овраг». Но вот чтобы снова зазвучала осетинская опера – нужен колоссальный труд, немалые финансовые вложения, а самое главное – система, школа – своя, национальная.

Разговор с интересным человеком – нашим современником  Эдуардом Дауровым – продолжался больше двух часов, но они пролетели, как одно мгновение. Были здесь и стихи от народного поэта Осетии Ирины Гуржибековой, и подарок от заслуженного художника Осетии Фатимы Цаллаговой, и добрые слова кинооператора Владимира Пархоменко, и – самое трогательное – выступление внучки Эмилии, которая прочитала стихотворение И. Гуржибековой «Беслан. 10 лет спустя». И – конечно же, по многочисленным просьбам собравшихся  – выступление Эдуарда а капелла под сводами главной библиотеки республики!