МЕЦЕНАТ ПАВЕЛ ТРЕТЬЯКОВ

Версия для слабовидящих




От Родины нельзя требовать, ей нужно отдавать.
Э.А. Фальц-Фейн


6 декабря в Большом зале Национальной научной библиотеки республики прошла презентация книжно-иллюстративной выставки «Великий человек Павел Михайлович Третьяков: к 185-летию со дня рождения», подготовленная и проведённая для студентов Республиканского колледжа культуры заведующей общим читальным залом Татьяной Николаевной Кравченко. Нашим молодым читателям были показаны несколько видеосюжетов – о правилах жизни П.М. Третьякова, о магических историях, связанных с картинами из его коллекции, о знаменитом пантеоне русской духовной славы – Третьяковской галерее в Москве.

Ведущая рассказала молодёжи о том, что отечественное меценатство и благотворительность — уникальные  явления, появившиеся в России очень давно. Ещё в старинных писаниях Древней Руси упоминались факты безвозмездных деяний богатых людей на благо не только отдельных бедствующих, но и на поддержание общекультурных процессов. Система жертвования стала складываться уже с принятием христианства на Руси: ведь первые богадельни и больницы начали строиться при монастырях, а большинство меценатов XIX века были выходцами из купеческой старообрядческой среды. Период XVIII-XIX вв. дал России так много благотворителей, что его называют «золотым» веком меценатства.

В истории российского меценатства есть много замечательных страниц. Целые династии становились меценатами: Бахрушины, Строгановы, Морозовы, Голицыны, Демидовы…Меценаты основывали заводы, строили железные дороги, открывали школы, больницы, приюты…

Татьяна Николаевна объяснила ребятам значение слова «меценат» и его этимологию. Меценат – человек, который на безвозмездной основе помогает развитию науки и искусства, оказывает им материальную помощь из личных средств. Нарицательное название «меценат» происходит от имени римлянина Гая Цильния Мецената (Мекената), который был покровителем искусств при императоре Октавиане Августе. Поэты того времени находили в нём покровителя: так, он помог Вергилию возвратить отнятое у него имение, а Горацию подарил своё поместье. Он умер, оплакиваемый всем народом, а не только друзьями.

 Истинные меценаты никогда не стремились афишировать свою деятельность, скорее, наоборот. Часто, совершая крупную благотворительную акцию, они скрывали свои имена. 

Российские меценаты были образованными людьми, поэтому они старались развивать приоритетные отрасли отечественной науки, открывать галереи и музеи для просвещения населения страны, помогать в строительстве театров…Главной движущей силой здесь выступали высокая нравственность, мораль и религиозность меценатов. Общественное мнение активно поддерживало идеи сострадания и милосердия. Правильные традиции и религиозное воспитание привели к такому яркому явлению в истории России, как расцвет меценатства в конце XIX – начале XX веков. То есть меценат – это человек, поддерживающий социальные процессы, направленные на развитие общества, на поддержание его духовности, на развитие науки и творчества, который одарён Богом такими качествами, как  духовность, альтруизм, стремление к более высоким целям.

Студенты узнали о том, что существует некоторая путаница с терминологией и понятиями меценатства, благотворительности и спонсорства. Все они предполагают оказание помощи, но разница между ними всё-таки довольно существенная, и проводить знак равенства будет ошибкой. Из всех трёх понятий наиболее отличаются друг от друга спонсорство и меценатство. Первый термин означает оказание помощи на определённых условиях, или вложение средств в какое-либо дело.  Проще говоря, спонсорство предполагает получение какой-либо выгоды - это возможность красиво пропиарить себя, любимого, с откровенно корыстной целью — либо увеличить прибыль своей фирмы, либо получить голоса электората, либо занять желанное доходное место. Меценатство же – это бескорыстная и безвозмездная помощь искусству и культуре. Меценат не ставит во главу угла получение для себя дополнительной выгоды. А  благотворительность очень близка понятию меценатства, разница между ними едва заметна: это оказание помощи нуждающимся, и главным мотивом здесь выступает сострадание. Понятие благотворительности очень широко, и меценатство выступает в качестве её специфического вида.

Знаменитая Третьяковская галерея родилась именно благодаря страсти к коллекционированию богатого купца Третьякова, увлечение его вылилось в поддержку живописцев. Это стало серьёной поддержкой развития живописных школ в России. Благодаря своему увлечению Третьяков стал всемирно известным человеком на долгие десятилетия.

Павел Михайлович Третьяковрусский предприниматель, меценат, коллекционер, собиратель произведений русского изобразительного искусства - посвятил свою жизнь одной идее, одной цели: собиранию произведений русской школы живописи с тем, чтобы, по собственным его словам, «нажитое от общества вернулось бы также обществу (народу) в... полезных учреждениях». 

Родился он в потомственной купеческой семье, получил прекрасное домашнее образование и уже с четырнадцати лет занимался торговыми делами. Семья Третьяковых владела сначала лавками с платками, а затем магазином полотняных, бумажных и шерстяных товаров. Немного позднее Третьяковы стали владельцами фабрики в Костромской губернии. 

Павел Михайлович, который считал, что человека красит величайшая скромность и молчаливость, был необычным купцом. Балы не признавал, картишки не любил, разносолы не уважал, всю жизнь проходил в сюртуке одного покроя. Третьяков не любил бросать деньги на ветер, хвастаясь своими приобретениями роскоши и эксклюзива, он любил произведения русских и зарубежных живописцев и мечтал создать музей, где эти работы мог бы увидеть каждый. В собрание Павла Михайловича поступали ценные и яркие произведения искусства. Он сам придумал и воплотил в жизнь идею — создать портреты самых выдающихся людей своего времени: В. Перова, И. Крамского, И. Репина, Гончарова, Л. Толстого, Некрасова, Салтыкова-Щедрина, Достоевского и других великих современников. Годом зарождения его галереи принято считать год 1856, когда были приобретены картины «Искушение» Н. Г. Шильдера и «Финляндские контрабандисты» В. Г. Худякова. Затем последовала покупка работ И. П. Трутнева, А. К. Саврасова, К. А. Трутовского, Ф. А. Бруни, Л. Ф. Лагорио, блистательного портрета итальянского археолога М. Ланчи кисти К. Брюллова и др. Так Третьяковым была начата многолетняя, самоотверженная собирательская работа, скромная, не рассчитанная на рекламу и восхваления (известно, что Третьяков едва не заболел от огорчения после восторженной статьи о нем Стасова и «сбежал» из Москвы от торжеств по передаче Галереи в дар городу).

В 1872 году Павел Третьяков начинает строительство специального помещения для своей коллекции. По значимости эта галерея стала одной из главных достопримечательностей Москвы. Кстати, именно родному городу Павел Михайлович эту галерею и передал в дар после завершения строительства, чтобы насладиться её шедеврами мог любой желающий. Десятилетиями он материально поддерживал художников, помогал Крамскому, Перову, Ф. Васильеву и столь многим другим, что их даже трудно перечислить; опекал училище глухонемых, был организатором приюта для вдов и сирот неимущих художников. В завещании, составленном в 1860 году, всего через четыре года после покупки первых картин, он писал: «Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, принесущего многим пользу, всем удовольствие». Дело его жизни — настоящий подвиг, а сам он заслуживает благодарности, памяти и уважения как национальный герой.

Если учесть, что Россия сейчас переживает нелёгкие времена, то можно считать вопрос о меценатстве актуальным. В наши дни культура находится в тяжёлом положении, в поддержке нуждаются не только провинциальные библиотеки и театры, но даже и знаменитые, известные на весь мир музеи и другие учреждения культуры. После 1917 года меценатство в России исчезло, так как исчез сам класс людей, обладающих богатствами. И только в начале нового, 21-го, века меценатство начало возрождаться, демонстрируя свои самые благородные цели и первые достижения. Среди самых известных современных жертвователей и благотворителей можно назвать благотворительный фонд Владимира Потанина, который поддерживает образование и культуру, предоставляет стипендии талантливым студентам и преподавателям (его бюджет в год составляет более 8 миллионов долларов). Фонд «Вольное дело» Олега Дерипаски   поддерживает талантливую молодёжь, школы, тратит средства на реабилитацию инвалидов, восстановление храмов, монастырей. Дмитрий Зимин организовал благотворительный фонд «Династия»: это семейный фонд, поддерживающий российскую науку, начиная со школ и заканчивая инновационными разработками (на сумму 5 миллионов долларов в год).

Русские меценаты всё чаще появляются в настоящее время в качестве героев публикаций СМИ. Но многие из них, по примеру Павла Михайловича Третьякова, стараются делать добрые дела без рекламы, не афишируя себя и свои деяния публике. В этом-то и состоит смысл меценатства - оно приносит радость самому жертвователю, и совершенно не обязательно выставлять это напоказ. Это одно из положений христианской морали.