«УЧИТЕЛЬ! ПЕРЕД ИМЕНЕМ ТВОИМ…»

Версия для слабовидящих




Учитель - не посредник между миром и детьми, нет, он на стороне детей, он вместе с
ними и во главе их. Его цель - не дети, как все думают, а мир, который он улучшает вместе с
детьми. Цель воспитания - не в воспитании, не в «целенаправленном воздействии», а, в общем,
вместе с детьми улучшении общей жизни...
С. Соловейчик



В 2017 году исполняется ровно полвека с тех пор, как учитель-словесник Валентина Тимофеевна Бязырова начала свою трудовую деятельность в школах города Владикавказа – сначала в СОШ №14, а с 1976 по 2011 год – в Ордена «Знак Почёта» гимназии №5 им. А.В. Луначарского. Но помимо непосредственно преподавательской деятельности В.Т. Бязырова вела активную журналистскую работу, её статьи на самые разные темы регулярно появлялись в республиканских и центральных СМИ, начиная ещё со студенческих времён. К этому славному юбилею в мини-типографии «Колибри» Национальной научной библиотеки Северной Осетии в свет вышел биобиблиографический указатель «Бязырова Валентина Тимофеевна», составленный главным библиотекарем ННБ, заслуженным работником культуры РСО-Алания Натальей Куличенко.

В указатель вошли материалы, опубликованные в центральной и республиканской прессе, начиная с конца 60-х гг. XX в. и до июня 2017 года включительно. Источниками послужили каталоги, картотеки и фонды ННБ (подшивки газет «Социалистическая Осетия» и «Северная Осетия» (с 1970 по 2017 гг.), «Молодой коммунист» и «Слово» (с 1970 по 2016 гг.), «Владикавказ» (с 2002  по 2017 гг.), «Пульс Осетии» (с 2001 по 2017 гг.), «Осетия. Свободный взгляд» (2005-2013 гг.), а также личный архив В.Т. Бязыровой.

Справочный аппарат указателя состоит из:
- содержания
--вступительного слова
-статьи от составителя
-библиографии работ В.Т. Бязыровой:
* Книги
* Отдельные рассказы и стихотворения
* Статьи на темы морали и нравственности
* «Школьные годы чудесные». Методика обучения и воспитания в школе
* Литературоведческие статьи
* Краеведение и культура Осетии
* Статьи о патриотическом воспитании
* Статьи на разные темы
-статей о жизни и творчестве В.Т. Бязыровой
-именного указателя
-приложений

Материалы в разделах располагаются в алфавитном порядке.

Описание документов выполнено в соответствии с ГОСТ.7.80-20.

Биобиблиографический указатель «Бязырова Валентина Тимофеевна» предназначен для работников библиотек, педагогов, воспитателей, историков-краеведов, руководителей клубов по патриотическому воспитанию подрастающего поколения и кружков любителей художественного слова.

***

Есть такая легенда. Когда родился учитель, то к колыбели его слетелись три феи. «Ты будешь самым мудрым, - сказала первая фея,- потому что всю свою жизнь ты будешь учить людей». «Ты будешь самым красивым, - сказала вторая фея, - потому что всю свою жизнь ты будешь окружён молодостью и красотой». «Ты будешь самым счастливым, - сказала третья фея, - потому что это великое чудо и радость делать счастливыми и мудрыми других».

Настоящий Учитель – это не профессия, а призвание. Чтобы стать педагогом, наставником, преподавателем нужно не просто любить детей, а полностью отдаваться работе с ними, не жалея ни сил, ни времени. Учитель должен быть образцом для подражания, эталоном образованности, интеллигентности, воспитанности. Именно он из учеников «лепит» настоящих людей, всесторонне развитые личности.

Учителем быть очень сложно и трудно, на его плечи возложена огромная ответственность не только за уровень образования детей, но и за их воспитание, ибо  образование и воспитание неотделимы друг от друга. Он подобен ювелиру, создающему из негранёных камней произведения искусства - шаг за шагом он превращает неопытных ребят в полноценных граждан.

Необыкновенное трудолюбие, большая самоотдача, огромная ответственность, любовь к детям, творческий подход к делу – вот что характеризует отношение к работе заслуженного учителя Российской Федерации, лауреата Государственной премии СССР, учителя-словесника Валентины Тимофеевны Бязыровой, отдавшей 50 лет жизни преподавательской деятельности в средних учебных заведениях г. Владикавказа.

Несмотря на большой стаж работы, отличное знание предмета, хорошую научно-методическую подготовку, она постоянно находилась в поиске: как заинтересовать ученика с первых мгновений соприкосновения с художественным словом? Как научить самостоятельно искать ответы на поставленные вопросы, анализировать факты, обобщать и делать логические выводы? Научить школьников всему, что понадобится в дальнейшей жизни, невозможно, - но можно и нужно научить их самостоятельно добывать знания, уметь применять их на практике, то есть быть компетентными. При обучении учащихся она использовала весь арсенал методических подходов и технологий обучения, широкий спектр приёмов и методов обучения, вариативность и разноуровневость в обучении. За время своей педагогической деятельности В.Т. Бязырова завоевала непререкаемый авторитет и уважение коллег, учеников и их родителей. Это авторитет настоящего профессионала своего дела и творческого учителя, щедро одарённой личности, главное дело которой – нести духовность и радость людям. Гуманность взаимоотношений, забота о каждом ребёнке, внимание к его нуждам, стремление помочь характерны для работы учителя В.Т. Бязыровой.

Как педагог-психолог, она грамотно выстраивала свою образовательную и воспитательную деятельность: контролировала точность, тщательность и своевременность выполнения учащимися каждого требования. Воля и характер учителя проявлялись на уроках во всей её деятельности, особенно ценилась учениками требовательность педагога в сочетании со справедливостью и доброжелательностью, уважением к личности ребёнка и педагогическим тактом. Своих успехов, признанных учительским сообществом далеко за пределами нашей республики, В.Т. Бязырова достигла прежде всего за счёт тонкой и точной индивидуализации педагогических воздействий, т.е. моделирования пути каждого конкретного обучающегося в освоении материала урока, что, безусловно, гарантировало высокую, внутренне мотивированную активность школьников на её уроках.

С первых дней своей работы в школе она изучала опыт педагогов-новаторов Ш. Амонашвили, С. Лысенковой, Г. Щукиной, С. Соловейчика и других, передовые идеи и инновационные программы она использовала в своей повседневной работе.

Её кредо – учить детей быть Людьми, любить и понимать родную природу, уважать старших, ценить дружбу. Рядом с таким учителем каждый маленький человек чувствует себя личностью! Свою задачу В.Т. Бязырова видела в том, чтобы создать условия, при которых каждый ученик получает возможность развивать своё умение учиться. Для этого она всегда находилась в неустанном поиске новых форм и методов организации деятельности детей, устанавливала диалоговые отношения между учениками. Главным принципом своей деятельности Валентина Тимофеевна считала необходимость научить детей учиться с радостью, поверить в свои силы, чтобы в дальнейшем самостоятельно добиваться положительных результатов. Свою основную цель в работе В.Т. Бязырова видела в том, чтобы научить детей мыслить самостоятельно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной форме, уметь анализировать прочитанное, оценивать ответы сверстников, аргументировано спорить, опираясь на факты, не бояться высказывать своё мнение, отстаивать свою точку зрения.

Только через интерес к уроку у детей пробуждается интерес к предмету, а затем к самообразованию и творчеству. Поэтому В.Т. Бязырова старалась на уроках применять элементы занимательности: дидактические и ролевые игры, ребусы, кроссворды, загадки, нестандартные задания творческого характера, дополнительные сведения к теме урока; она варьировала и типы уроков, используя игровую технологию. Такие занятия полностью раскрывали потенциал каждого ученика, давали ему возможность раскрепоститься, способствовали развитию мышления, диалогической и монологической речи.

Сущность её практической работы – в гармоничном соединении двух исторически сложившихся систем обучения: традиционной и развивающей. На протяжении всей своей преподавательской  деятельности В.Т. Бязырова систематически делилась своими педагогическими находками с коллегами по школе, району, городу, республике, регулярно проводила открытые уроки по самым различным темам для студентов-филологов и учителей русского языка и литературы.

Поскольку учитель и воспитатель двуедины и неразрывны в одном лице, следует сказать о том, что воспитательную работу она проводила многопланово и разносторонне: интереснейшие классные часы, познавательные игры, экскурсии в музеи, поездки в другие города на литературные праздники и фестивали, походы в театр, соревнования, конкурсы, викторины, праздники, театральная студия при школе №5, - всё это способствовало развитию познавательной активности учащихся.

Отношения между учителем и учеником никогда не бывают равными — сказываются и возрастные различия, и неодинаковость жизненного опыта. Но в одном отношении равенство между ними обязательно — в степени искренности. Искусству душевного контакта нельзя научиться по учебнику или свести его к какой-то сумме правил. Его важнейшая предпосылка — чуткость и душевная открытость самого воспитателя, его готовность понять и принять нечто новое и непривычное, увидеть другого как себя и себя как другого. Всеми этими качествами в полной мере обладала и обладает учитель от Бога Валентина Тимофеевна Бязырова, чей 50-летний юбилей педагогической деятельности наша республика отмечает в 2017 году.

Осталось добавить, что и в настоящее время статьи, очерки и стихотворения Валентины Тимофеевны регулярно выходят в республиканских газетах «Северная Осетия», «Пульс Осетии», «Владикавказ», «Терские ведомости», «Народы Кавказа», «Профсоюз образования», а также в центральной прессе: «Учительская газета», «Московский комсомолец» и «ЗОЖ». Её творчество востребовано людьми далеко за пределами Северной Осетии. Так, композитор Т.Т. Коляда из Элисты (Калмыкия) на стихи В. Бязыровой сочинил песню «Возраст женщины»; стихотворение «Бессмертный полк» дважды печаталось в «Советской России» (в 2015 и 2016 гг.) и было признано одним из лучших; Владимир Беляев из г. Гай (Урал) создал музыкально-поэтическую композицию по материалу В. Бязыровой «Пахнуло холодом в окошко – цветут осенние цветы», использовав музыку Чайковского, Брамса, Рахманинова, Шопена и Листа; Ирина Бобырева (Архипова) из пос. Шарлык (Урал) подготовила спектакль «Ангелы небесные» по книге стихотворений В. Бязыровой «Нет! Не забыть трагедии Беслана…», который посетило более 30 тысяч человек, в том числе и жители Цхинвала и Беслана… И список можно продолжать до бесконечности.

Наталья Куличенко

Биографическая справка

Валентина Тимофеевна Бязырова родилась в 1944 г. в г. Ардоне Северо-Осетинской АССР в семье военнослужащего. В 1962 г. окончила одиннадцать классов средней школы №21 г. Орджоникидзе, в 1966 г. – филологический факультет Северо-Осетинского государственного педагогического института.

Трудовую деятельность начала преподавателем русского языка и литературы в Сунгайской средней школе Кытмановского района Алтайского края в 1967 г.

В 1968 г. работала редактором отдела художественной литературы Северо-Осетинского книжного издательства «Ир». С 1968 по 1976 годы преподавала в средней школе №14 г. Орджоникидзе, а с 1976 по 2011 гг. – в средней школе №5 г. Владикавказа (ныне – Владикавказская Ордена «Знак Почёта» гимназия №5 им.  А.В. Луначарского).

В 1988 г. была делегатом XIX Всесоюзной партийной конференции. С 1978 по 2008 г. возглавляла методическое объединение учителей русского языка и литературы гимназии №5, была участницей Всероссийских методических конференций, Всесоюзного съезда работников народного образования. В 1989 г. была избрана народным депутатом Верховного Совета СССР.

На базе педагогического опыта В.Т. Бязыровой проводился Всероссийский семинар учителей-словесников, на который съехались почти шесть десятков работников народного образования страны из Ульяновска, Воронежа, Красноярска, Нальчика, Грозного, Уфы, Челябинска, Тулы, Казани, Орла… Каждый день учитель-методист В. Бязырова проводила для гостей  по два урока с последующим их обсуждением, затем четыре часа читала для коллег лекции по методике – делилась опытом. В своё время (конец 70-х – начало 80-х гг.) она организовала в 5-й школе литературный кружок «Арион» и руководила постановкой спектаклей, одновременно являясь сценаристом и режиссёром.

Валентина Тимофеевна много ездила по стране: выступала на очень серьёзных конференциях и семинарах; с учащимися была на Всероссийских праздниках в Пскове (пушкинское Михайловское), в Пензе (лермонтовские Тарханы), в Туле (толстовская Ясная Поляна), в Туапсе, Новороссийске, Пятигорске, где всегда делала сообщения по заявленным темам.

В.Т. Бязырова – автор 11 историко-публицистических книг и трёх сборников стихотворений, общественный корреспондент газет «Северная Осетия», «Слово», «Владикавказ», «Пульс Осетии», её статьи публиковались в журналах «Народное образование», «Политическое самообразование», «Литература в школе», «Горный ветер»; в центральных российских газетах «Правда», «Советская Россия», «Советский патриот», «Учительская газета», «Красная звезда» и др. Были публикации в методических журналах, в тематических сборниках, издававшихся как в нашей республике, так и в центральных издательствах страны.

В 1976 г. В.Т. Бязыровой присвоено звание «Учитель-методист»; она неоднократно награждалась Почётными грамотами Президиума Верховного Совета СО АССР, Северо-Осетинского обкома КПСС, Министерства просвещения РСФСР и Минобрнауки  РСО-Алания. В 1987 г. заслуженный учитель Российской Федерации Валентина Тимофеевна  Бязырова была удостоена Государственной премии СССР – за большой вклад в дело просвещения и образования подрастающего поколения.