ОЧАРОВАНЫ, ОКОЛДОВАНЫ И МУЗЫКОЙ, И ТАНЦЕМ…

Версия для слабовидящих




1 февраля в экспозиционном зале Национальной научной библиотеки Северной Осетии в рамках продолжающихся Дней творчества и вдохновения многочисленные читатели имели возможность встретиться с нашими современниками - творческими людьми, посвятившими свою жизнь Их Величествам Музыке и Танцу. В гостях у заведующей выставочным залом ННБ Риты Габуевой были известные в республике и за её пределами музыкант от Бога Сурен Павлович Саркисян и лауреат многих международных и всероссийских конкурсов, исполнительница индийских танцев Ирина Засеева с ученицами – Зариной Лековой и Миланой Каграманян. Сотрудниками отдела была подготовлена развёрнутая книжно-иллюстративная выставка «Ритмы радости», посвящённая Дню Республики Индии (26 января) и Дням памяти Махатмы Ганди и Святослава Николаевича Рериха (30 января), а также индийской культуре в целом и классическому индийскому танцу в частности.

Опять он играет какое-то соло,
Что вдаль нас уносит, как ветер морей.
Никто и не знает, что грусти он полон…
Вадим Де Макондо

… Он – сосредоточенный, одинокий, весь во власти льющейся мелодии - сидел на расстеленном в зале восточном коврике, окружённый колокольчиками, трещотками и свистульками. Он медитировал. Он жил музыкой – и она завораживала и обволакивала нас, слушателей, как дым кальяна… Сурен Саркисян на инструменте под названием ситар исполнил две индийские раги со специально сочинёнными к ним темами, навеянными ассоциациями и состоянием духа,  – «Ветер воспоминаний» (в миноре) и «Поклонение Солнцу» (в мажоре). Щемяще-пронзительно звучали аккорды, казалось, что струны бьются и трепещут в руках у исполнителя, и звук «раскладывается», «распадается» на все многочисленные составляющие. И благодаря этому получается волшебное, почти сказочное звучание – с неповторимым объёмным звуком…

Музыкальное искусство индийской цивилизации корнями уходит в глубокое прошлое. Классическое направление берёт начало в «Самаведе» или «Веде песнопений», одном из древнейших ведических трактатов. Индийский национальный музыкальный инструмент ситар является предком современной шестиструнной гитары. Ситар (или ситара) – струнный щипковый инструмент, который способен создать уникальную звуковую палитру, недоступную многим схожим инструментам,  распространён в Северной Индии, это некая разновидность лютни. У ситара семь главных струн и от 11 до 13 дополнительных или резонаторных. Во время исполнения музыкант использует основные струны, на их звучание отзываются остальные. В результате мелодия становится более глубокой и многогранной. Один ситар в этом отношении можно сравнить с целым оркестром. Для игры на этом струнном щипковом инструменте используют специальный медиатор — мизраб, напоминающий по форме длинный коготь, который крепится на указательном пальце правой руки. Его бархатное и загадочное звучание способно расширить границы сознания слушателя. Конструкция ситара очень проста: она состоит из полой тыквы и прикреплённого к ней длинного грифа. Название «ситар» произошло от тюрских слов «се» — семь и «тар» — струна.  Модель лютни с длинным грифом появилась в Индии в XI веке. Название «ситар» встречается в письменных текстах до 1725 года. Изобретение этого инструмента приписывают Амиру Хосрову (Хусро), который создал его на основе персидского инструмента sehtar в XVIII веке. В XX веке у ситара появились бурдонные и симпатические струны, за счёт чего увеличились размеры самого инструмента. Кстати, индийский ситар можно услышать в альбоме «Revolver» легендарных «The Beatles» - он считается одним из немногих инструментов, получивших особое признание на Западе.

Но это всё – просто слова. А нам, слушателям, повезло: мы вживую слышали исполнение Мастера

Лейся, лейся, музыка, чаруя, 
Навевай восторг и благодать. 
Я тебя Востоком околдую - 
И тебе уже не устоять! 
Лилия Юсупова

Индийские танцы… Зрелище безумно яркое и динамичное! Вспомните хотя бы индийские фильмы. Наверняка вы и ваши родители застывали от удивления при просмотре незабываемого индийского шоу. Индийцы говорят, что танец  был создан потоком магии, проявившей себя в движении, эмоциях, осанке и красоте. Мистический дух индийского танца пленяет зрителей своей таинственностью, а его энергия раскрывает чувства - чему и были многочисленные свидетели-зрители в зале, заворожённо следя за стихией огня, поскольку все движения танцовщиц – Ирины Засеевой, Зарины Лековой и Миланы Каграманян - были  подобны горящему пламени…

Индийский танец – одно из главных достоинств Индии. Это искусство появилось приблизительно 5000 лет назад. Его покровителем все жители Индии считают бога Шиву. Все индийские танцовщики поклоняются Господу Шиве – за то, что он подарил человечеству средство, позволяющее ощутить, как его душа наполняется святым духом. Благодаря танцу, индийцы духовно совершенствуются, развивают эстетические чувства и ум. Кроме того, развивается ещё и гибкость тела, и артистизм. 

Бхаратанатьям (бха — «бхава», чувства, эмоции; ра — «рага» — мелодия, та — «талам» — искусство ритма, натьям — танец) — вид театрального танца, зародившийся в Южной Индии, в штате Тамилнад. Является одним из классических стилей индийского танца. Первоначально имел сакральное значение, что подтверждают различные позы бхаратанатьям, высеченные на стенах храмов Южной Индии. Исполнялся храмовыми танцовщицами — девадаси, которые играли не менее важную роль, чем жрецы. Сюжеты танцевальных композиций составляли легенды о божестве, в честь которого построен храм, описывающие его подвиги в борьбе с демонами. Считалось, что все события в танце переживаются вновь наяву, поэтому исход битвы зависел от мастерства танцовщицы: для победы божества она должна была исполнить свой танец безукоризненно. Помимо собственно танца — нритты, Натья включает в себя пение и абхинаю — искусство мимики. При помощи языка жестов — мудры исполнитель имеет возможность не только выразить свои эмоции, но и рассказать зрителю историю, передать определённые, в том числе отвлечённые понятия. Несмотря на такую особенность классических индийских стилей, из-за отсутствия эквивалентного синтетического термина в европейской культуре, британские колониальные власти называли любые формы индийского исполнительного искусства «танцами», что в дальнейшем и закрепилось в европейской практике.