«ЧАЙ-КЛУБ» И ПОЭЗИЯ 21-ГО ВЕКА

Версия для слабовидящих




Вся жизнь вокруг вопросами полна,
И для того, чтоб находить ответы,
Поэзия, как воздух, нам нужна,
И, как Мессии, нам нужны Поэты!..

Во все века, в любые времена
Поэзия, как воздух, нам нужна!

Аврелий, из Интернета

22 февраля в Большом зале Национальной научной библиотеки Северной Осетии прошло очередное собрание людей, влюблённых в художественное слово – членов Владикавказского поэтического «Чай-клуба». Отрадно отметить, что на сей раз подавляющее большинство здесь представляли молодые поэты, а представляли их симпатичные девушки-поэтессы, ведущие «Чай-клуба» Инна Келехсаева и Ирина Калаева.

Какие они – современные молодые поэты? У многих из них с текстами свои,  особые отношения — там нет рифмы, нет повествования,  они и сами не до конца понимают, как они пишут, и иногда потом даже не могут узнать свой собственный текст, когда перечитывают написанное спустя какое-то время. Иногда их тексты напоминают неудобоваримую кашу из слов и смыслов – но кто сказал, что поэзия – это просто?! Когда в 1920-х годах в избах-читальнях крестьянам читали Хлебникова и Маяковского, недоумевающие крестьяне возмущались: «Что это за бред? Революционная поэзия? Вы нам лучше про крестьян пишите, про то, как мы землю хорошо пашем». Да, привычный, понятный для всех текст — это текст с описаниями: чувств ли, природы ли... Но в том-то и дело, что молодым не интересно в стотысячный раз описывать, к примеру, бурю – о ней и так уж вон сколько написано! Лучше ведь и прикольнее создать такой объект текста, который был бы сам похож на бурю, при этом ни разу не использовав само это слово. Или, как говорят сами молодые поэты, «дать читателю абстрактную сетку, матрицу, чтобы он уже дальше мог накладывать на неё свои смыслы». Они говорят: «Многие люди, у которых вызывает непонимание современная поэзия, сравнивают её с Пушкиным, с классическими текстами. Но время ведь не остановилось, мир изменился. Мы не переживаем сегодня то же самое, что переживал пещерный человек, или древний грек, или женщина в XIX веке». Они – не такие, как мы, они – просто другие.

Все мы знаем самых популярных поэтов прошлых веков, каждый из нас помнит и любит их стихи. Однако стоит сказать, что и в наше время существует немалое количество талантливых молодых людей, радующих читателей своим творчеством и пришедших на смену великим и любимым поэтам. Например, Дмитрий Пригов, Лев Лосев, Борис Рыжий, Олег Чухонцев, Сергей Гандлевский, Ирина Ермакова, Белинда Наизусть, Ес Соя, Линор Горалик, Лилия Виноградова, Сергей Жадов, Евгений Черников, Давид Гордон, Александр Колобаев, Ирина Самарина-Лабиринт, Ах Астахова, Вера Полозкова, Лариса Рубальская, Вера Павлова, Дмитрий Степанов, Дмитрий быков, Наталья Шевченко, Кирилл Авдеенко, Фёдор Сваровский, Терентий Травник, Гера Шипов, Алевтина Дорофеева, Сергей Тимофеев, Златенция Золотова, Саша Бес, Стефания Данилова, Сола Монова, Кот Басё (Светлана Лаврентьева), Аля Кудряшова, Н. Неизвестная (Нади Делаланд), Владимир Вишневский – можно перечислять ещё долго, вам достаточно зайти в Интернет и посмотреть на специальных сайтах: BestPoets.ru, creativejournal.ru, russian-poetry-21, Стихи.ру, rustih.ru, stihi-russkih-poetov.ru, http://www.100bestpoems.ru/, ru.wikipedia.org/wiki/Категория:Поэты_России_XXI_века, www.chitalnya.ru, poemata.ru/rating/modern/ ; ВКонтакте существует Поэзия XXI века Свободное Общество Независимых Молодых поэтов и т.д. О чём пишут наши молодые поэты? Да всё о том же: о любви – счастливой и несчастной, о смысле бытия и человеческой жизни, о дружбе, о войне, о родине и природе. Но по-своему, так, как всё это видят они сами – без наших подсказок.

Часто молодёжь торопится сразу перенести пришедшую им в голову мысль на листок – и тут же прочитать это всему залу (берём шире – всему миру!). Мне кажется, эта торопливость не на пользу настоящей поэзии, ибо она – есть именно отложенное на неопределённое время высказывание. Ты не пишешь, что происходит с тобой именно сейчас, какие-то вещи откладываются на несколько месяцев или даже лет, какие-то воспоминания, непроработанные внутренние травмы. И сейчас не высказанная тобой фраза может со временем стать гениальной поэтической находкой. Просто нужно, чтобы вода времени стала прозрачной, чтобы вся муть происходящего здесь и сейчас осела на дно.

Заместитель министра культуры республики, лауреат Государственной премии им. М. Камбердиева в области литературы Чермен Дудаев пожелал молодёжи таких же переполненных ценителями поэзии огромных залов, как в Политехническом  - в фильме «Застава Ильича». И - под сводами актового зала зазвучали стихи Роберта Рождественского, Геннадия Шпаликова, Константина Фролова-Крымского, Николая Зиновьева, Кайсына Кулиева, Владимира Высоцкого, а также авторские стихотворения самих выступающих. Нас порадовали молодые дарования: Зелим Айляров, Ангелина Бердиева, Амина Агкацева, Влада Подшибякина, Екатерина Жуковская, Мария Хаджиева, Константин Каджаев, Заур Дряев, Азамат Акиев и многие другие, представлявшиеся просто и лаконично: Иван, Ирина, Милена, Алекс, Вика и даже Ляля! От молодёжи постарались не отстать и поэты старшего поколения – Ирина Гуржибекова, Лариса Смагина, Таисия Григорьева, Валентина Грищенко-Кокоева. Великолепную гражданскую лирику поэта из Симферополя Константина Фролова-Крымского прочитала Ольга Резник. Блиц-«приговор» поэзии 21 века вынес в своих суждениях Заурбек Абаев: «Современная поэзия – это в большой степени перформанс, представление в соответствующем антураже, такая театрализация. И так называемая «топовая поэзия» - это зачастую сродни синтетическому наркотику: сначала яркие краски и взлёт ввысь, а потом, по прочтении – тяжёлое похмелье, «отходняки», как при отравлении». Он привёл в пример стихи Константина Потапова и Веры Полозковой – «дамы в тренде», чьё творчество, с точки зрения Заура, есть не что иное, как китч; или же стихи-обрывки мыслей в подражание Бродскому – как у Стефании Даниловой.

Народный поэт Осетии Ирина Георгиевна Гуржибекова уверена, что предметом поэзии может быть абсолютно всё, что нас окружает. Главное, заранее не задавать себе тему, а писать только то, что само выплёскивается из тебя.

Завершая вечер, Чермен Дудаев отметил, что о поэзии 21 века говорить преждевременно, ибо век ещё только набирает обороты, и мы наверняка узнаем ещё немало новых имён на поэтическом небосклоне. Однако есть такие имена, которые продолжают оставаться поэтами текущего времени, идущего века, поэтами вне времени – такие, как Пушкин, Лермонтов, Блок... Это наши классики, «золотой запас», к которому должны обращаться все начинающие поэты – чтобы потом, впоследствии, суметь сказать своё слово, оригинальное, отличное от других. Именно благодаря классической школе этих поэтических гениев.

Три года назад литературный критик Данил Рудой, проживающий в США, написал о современной поэзии и поэтах буквально следующее: «Поэтическое усилие истинного поэта скорее всего вообще останется непонятным и невостребованным, так как оно затрагивает темы, чуждые массе. Поэт — это человек, который остро ощущает несовершенство мира, обусловленное несовершенством людей, его населяющих (в первую очередь собственное), и объясняет через художественные тексты это самое несовершенство этим самым несовершенным людям. А кому нравится, когда тебе говорят о твоём несовершенстве, да ещё каким-то витиеватым, трудным для понимания языком? Тем более, когда есть масс-культура, трубящая как раз об обратном: всё в порядке, просто стань богаче, красивее и моложе, и будешь счастлив…

Однако, логично предположить, что через энное количество лет человечество ждёт возвращение к поэтическим канонам, и стихи вернутся на своё место в иерархии воспитания человеческого сознания. Возможно, к этому времени поэзия станет чем-то отличным от своей нынешней формы, однако максимальный стандарт её качества, то есть способность вызвать духовный отклик в сердце любого мало-мальски думающего слушателя, наверняка останется неизменным. В любом случае, ответственность (за стихи и воспитание человечества) лежит на плечах поэтов, которые своими стараниями должны приблизить желанную им эпоху будущего — эпоху, когда мерилом мира будут не деньги, а моральные и духовные ценности, знания и способность ставить общий интерес выше личного. Это будет эпоха нового порядка, и стихи зазвучат в ней с новой, никогда ранее не слышанной силой».

Ой, скорее бы…