КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ БИБЛИОТЕКАРЕЙ

Версия для слабовидящих




В целях роста профессионализма библиотечных работников Республики Северная Осетия-Алания Центром методической работы и повышения квалификации специалистов г. Владикавказа (директор Э.А. Айларова) в рамках Государственной программы РСО-А «Национально-культурное развитие осетинского народа на 2018 – 2020 гг.» были проведены краткосрочные курсы повышения квалификации для сотрудников краеведческих отделов библиотек с 20 по 22 декабря 2018 года на базе Национальной научной библиотеки республики.

В программе курсов были освещены следующие темы:
- Задачи и направления краеведческой деятельности библиотек
- Новое «Руководство по краеведческой деятельности общедоступных (публичных) библиотек РФ»
- Работа с краеведческими материалами на сайте библиотеки
- Музейно-архивная краеведческая деятельность библиотек
Правовые аспекты краеведческой деятельности библиотек
- Краеведческая генеалогия в библиотеках. Семейная история в российских печатных источниках
- Региональные энциклопедия России и Северного Кавказа.

Лекторами и собеседниками на учебных занятиях стали Надежда Михайловна Балацкая – старший научный сотрудник Российской национальной библиотеки, председатель секции Российской библиотечной ассоциации «Краеведение в современных библиотеках», кандидат педагогических наук (г. Санкт-Петербург) и  Алексей Игоревич Раздорский – ведущий научный сотрудник Российской национальной библиотеки, заведующий группой исторической библиографии в отделе библиографии и краеведения, кандидат исторических наук (г. Санкт-Петербург).

Организаторами мероприятия на месте и принимающей стороной стала администрация ННБ во главе с директором, заслуженным работником культуры РФ Ириной Асланбековной Хаймановой. Развёрнутые книжно-иллюстративные выставки по теме «Краеведение в современных библиотеках» подготовили сотрудники отдела краеведения (заведующая Людмила Мамукаева):  на них были представлены работы наших уважаемых гостей, а также книги краеведческой тематики, выпущенные в Северной Осетии.

В своём выступлении Н.М. Балацкая говорила о том, что очень часто краеведческая составляющая на сайтах библиотек развивается рефлекторно, в связи с юбилейными датами или конкурсами, в результате чего созданные материалы существуют отдельно друг от друга и, как правило, не получают развития. В краеведческом разделе сайта обычно представлен стандартный и ограниченный набор тем: краткий общий  очерк («Визитная карточка») территории или населённого пункта: символика, географическое положение, самые общие сведения об экономической, социальной и культурной жизни с основными статистическими данными о численности населения и т. п.; памятные места (или достопримечательности); улицы города;  Почётные граждане (или Герои Великой Отечественной войны);  «Литературная карта»; «Фотогалерея». По форме: выложены только текстовые справки с иллюстрациями или без них. Новые жанры («литературные карты», виртуальные экскурсии и музеи и т. п.) фактически представляют собой всё те же текстовые справки с иллюстрациями или без них. Иллюстрации в рубриках типа «Фотогалереи» чаще всего вообще не подписаны и не приведены в систему. Материалы раздела неподвижны. Однажды созданные, они не развиваются и не дополняются. Обычно не исправляются (и даже не датируются) даже изменчивые статистические данные. Если библиотека имеет или вновь создаёт ресурсы, выходящие за рамки приведённого выше стандартного набора, они размещаются только в разделе «Наши издания» или «Проекты», без связи с краеведческим разделом, и надёжно укрыты от пользователя, интересующегося краем. Электронные копии бумажных изданий  воспроизведены постранично «картинками», что неудобно для поиска и использования; электронные издания на дисках часто не открываются;  однотипные или серийные продукты (например, ежегодные календари знаменательных дат, выпуски текущих указателей) выложены в ряд, без возможностей сквозного поиска.

Все ресурсы поданы «молча»; отсутствуют краеведческая виртуальная справка, вводные тексты, комментарии к выложенным ресурсам и анонсы текущих и будущих проектов. На сайтах районных и межпоселенческих библиотек почти никак (только общей и исторической текстовыми справками) не представлены населённые пункты района — кроме того, в котором находится сама библиотека. Информация о других населённых местах ограничена в лучшем случае их списком; нет географических «входов» в массив краеведческих ресурсов. Библиотека не видит и не продвигает партнёров и соседей по краеведческой деятельности на своей территории (местные музеи, архивы, учебные заведения, краеведов). Она представляет в краеведении только себя. Представленные на сайте краеведческие ресурсы не приводят пользователя к библиотеке, не рекламируют её возможности; сайт не используется для публикации уникальных неопубликованных материалов, собираемых библиотекой; в случае публикации отсутствуют ссылки на краеведческий архив ли другие уникальные собрания библиотеки; выложенные продукты не подписаны или подписаны формально;  вместо этого на самом видном месте выкладываются «положения о краеведческой деятельности», планы и отчёты с указанием исполнителей; многочисленные ссылки на сайты местных СМИ, администраций и др. не взаимны; наиболее ценные и полезные материалы уносятся в блоги.

А как должно быть?

Сайт (как и сама работа) строится как система, по единому плану развития; известно (и может быть показано пользователю), что будет создаваться дальше. Тематически обеспечены все или, во всяком случае, многие стороны жизни территории. Преобладают ресурсы многоцелевого назначения и универсального характера:
— различного рода справочные сведения обо всех категориях объектов: людях, учреждениях, памятниках и пр.; в идеале — электронная энциклопедия;
— путеводители по сайтам, по ресурсам библиотеки или системы библиотек, по ресурсам других учреждений территории или региона;
— электронная краеведческая библиотека лучших краеведческих документов.

Библиотекарям необходимо обеспечивать все возможные «входы» в краеведческий материал: через интерактивные карты, виртуальные экскурсии и т. д.; через изображения (людей, географических объектов и пр.): виртуальные выставки и музеи, коллекции фотографий и др.; через даты: календари знаменательных дат, хроники событий, летописи населённых мест и пр. Краеведческие ресурсы на сайте постоянно развиваются и обновляются, привлекая внимание пользователей: создаются новые темы и продукты, к уже существующим добавляются новые связи и ссылки. Краеведческие ресурсы представляют собой сеть, в  наиболее доступных точках которой разложены «приманки» для посетителей, предназначенные для перевода случайного краеведческого интереса в постоянный. «Приманками» могут быть: местные новости (хотя бы только культурные); хроникальные «старости» из газет прежних лет на эту дату; рубрики типа «это интересно»;  любые картинки (особенно с изображениями людей); цитаты. На сайте должна быть специализированная краеведческая виртуальная справка («Спроси краеведа») обязательно с архивом выполненных справок и возможностью поиска. Есть вводные тексты, комментарии, анонсы, насыщенные гиперссылками на краеведческие материалы, размещённые на сайте.  Представлены все или многие населённые пункты территории. Библиотека активно продвигает партнёров по краеведческой деятельности и позиционирует себя как организатора всего краеведения своей территории. Ссылки на чужие ресурсы или их коллекции по возможности взаимны, имеют рекомендательный характер, аннотируются, представляются в виде краткого путеводителя (или хотя бы рубрикатора); имеют точную и конкретную привязку к местным объектам.

Было интересно послушать о том, как используются в библиотечной работе всевозможные мобильные системы, которые представляют для нас интерес с двух сторон: использования библиотекарем мобильных систем для создания и наполнения краеведческих ресурсов и использования читателем мобильного телефона для доступа к краеведческим ресурсам. Сюда входят: СМС и e-mail-рассылки;  оптимизация порталов и сайтов для просмотра с мобильных устройств; создание отдельных программ в мобильных приложениях смартфонов; создание полноценной группы в социальных сетях; использование сервиса фотоблогов Instagram и видеохостинга YouTube; использование машиночитаемых шифров (QR-кодов), интерактивных карт и навигаторов.

Отдельный разговор был посвящён правовым проблемам,  с которыми сталкиваются библиотеки в краеведческой деятельности:  при публикации в своих изданиях и на сайтах чужих произведений (текстовых, изобразительных, музыкальных и пр.); особо: детских произведений и фотографий; при публикации собственных произведений (в рамках служебного задания); при публикации материалов из архивов и музеев; при формировании коллекций наиболее ценных краеведческих материалов из Сети (проблема решается практически); при формировании и обеспечении доступности собственных фондов и коллекций уникальных документов (музейных и архивных); при публикации персональных данных (в справочных и других изданиях, базах данных, на сайтах); особо: изображений. 

Были даны рекомендации по соблюдению авторских прав в библиотечной работе. Кстати, авторы - сотрудники библиотек, как оказалось,  имеют право на дополнительное вознаграждение (кроме зарплаты) за создание служебных произведений.

На занятии «Проектная краеведческая деятельность. Возможности корпоративных краеведческих проектов библиотек» библиотекарям рассказали о том, что должно быть в хорошем краеведческом проекте, обозначили типичные цели существующих краеведческих проектов.

Надежда Михайловна Балацкая обратила внимание слушателей на то, что электронные краеведческие библиотеки предназначены для простого, лёгкого и удобного доступа к источникам, они — альтернатива работе с каталогами и рассчитаны на непосредственное использование. Поэтому сами коллекции, как правило, небольшие (если набирается большая, лучше её разделить), легко обозримые; в них необходимы библиографические описания, сопроводительные тексты и аннотации. Коллекции имеют простую структуру: если тематическую, то не глубже двух, в крайнем случае — трёх уровней вложенности. Источниками формирования таких коллекций могут быть: материалы папок газетных вырезок и копий бумажных документов; любые уже существующие библиографические подборки и списки; материалы собственного архивного фонда; материалы из государственных архивов; местные газеты и т.д.

Коллегам были даны рекомендации по организации музея в библиотеке, приведены основные документы, дана разработка концепции музея, показаны основные формы комплектования музейной коллекции, рассказано о том, как вести учёт музейных экспонатов, приведены основные правила экспонирования музейных предметов, даны рекомендации по оформлению выставок и представлению текстов в музее.

В своём выступлении коллега из Санкт-Петербурга рассказала о продвижении библиотечных краеведческих ресурсов в СМИ и социальных медиа.

На занятиях библиотекари из Осетии узнали о том, что семейная история в российских печатных источниках  (XIX в. — 1930-е гг.) может быть составлена:  по месту жительства (Памятные книжки губерний и областей, Списки избирателей и другие списки в «Губернских ведомостях»); по месту службы (Адрес-календарь. Общая роспись начальствующих и прочих должностных лиц, Списки чинов гражданского ведомства, Списки чинов других ведомств, Губернские и областные списки чинов); по сословиям (Дворянские родословные и списки, Списки купцов, Списки духовенства и др.); по профессиям (Списки врачей, ветеринаров, фармацевтов и провизоров, Списки педагогов, Списки ремесленников); по образованию (Списки студентов  и выпускников высших учебных заведений,  Списки учащихся и выпускников гимназий и других средних учебных заведений); по месту захоронения (некрополи); по историческим событиям (к примеру,  Списки участников войн (Отечественной 1812 г., Крымской, Русско-турецкой, Русско-японской, Первой мировой), Списки беженцев на территории России в годы Первой мировой войны) и т.д.

Нам были показаны слайд-презентации с подробными комментариями:  «Современные краеведческие продукты библиотек России», «Электронные краеведческие библиотеки и коллекции», «Проектная краеведческая деятельность», «Правовые аспекты краеведческой деятельности библиотек», «Краеведение на сайтах публичных библиотек», «Библиографическая краеведческая деятельность в условиях избытка информации», «Семейная история в российских печатных источниках (XIX в. — 1930-е гг.)», дан образец составления Лицензионного договора о передаче неисключительных прав на использование произведения; библиотекари были ознакомлены с Правилами организации хранения, комплектования, учёта и использования документов архивного фонда РФ и других архивных документов в государственных муниципальных архивах, музеях и библиотеках.

Интересным и познавательным был третий день курсов повышения квалификации с Алексеем Игоревичем Раздорским, который оказался нашим земляком: его дедушка Владимир Фёдорович Раздорский, родившийся в 1883 г. во Владикавказе,  был основателем Горского государственного аграрного университета в 1918 г. Сам Алексей Игоревич по образованию историк, окончил Российский государственный университет им. Герцена. Нынче он – ведущий сотрудник Российской национальной библиотеки. Он рассказал слушателям об истории создания этой библиотеки 27 мая 1795 г., о фондах библиотеки (в настоящее время в фондах РНБ хранится 37 млн документов), отдельно – об отделе рукописей, отделе печатных книг, о книгопечатании в России, изданиях кириллической печати XV-XVIII веков, о собрании иностранной литературы о России из фонда «Россика», о газетном фонде РНБ, о Библиотеке Вольтера и кабинете Фауста, об отделе картографии… Узнали мы о зарождении и развитии отечественной региональной энциклопедистики. Подробно остановились на таких изданиях, как Памятные книжки  губерний и областей, губернаторские отчёты, обзоры губерний, областей и градоначальств Российской империи, епархиальные справочники, описания епархий Русской православной церкви, адрес-календари, историко-статистические описания. Все  выступления лектора сопровождались красочными слайд-презентациями.

Расцветили серьёзные занятия своим предновогодним поздравлением ребята из Творческого объединения "Талата" на базе СОШ № 13 г. Владикавказа под руководством педагога дополнительного образования Центра эстетического образования детей "Творчество" Розы Танделовой – они порадовали зрителей и зажигательными горскими танцами, и звонкими колядками.

По окончании мероприятий всем слушателям обязательно будут выданы удостоверения установленного образца о прохождении краткосрочных курсов повышения квалификации в объёме 24 часов.

А мои коллеги со всех уголков Осетии просили передать искреннюю благодарность Надежде Михайловне Балацкой и Алексею Игоревичу Раздорскому за великолепно, ярко, образно и доходчиво поданный материал, а также - поклон администрации Национальной научной библиотеки РСО-А за тёплый приём.  И мы все очень надеемся на дальнейшее сотрудничество с коллегами из Санкт-Петербурга.