УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ГЕНИЙ

Версия для слабовидящих




Самое главное - научить людей мыслить.
Бертольд Брехт

К 120-летию со дня рождения Бертольда Брехта в Национальной научной библиотеке Северной Осетии состоялся литературный вечер «Учиться видеть без пощады», подготовленный сотрудниками отдела литературы на иностранных языках (заведующая Ирма Гиоева). Развёрнутая книжно-иллюстративная выставка «Универсальный гений Бертольда Брехта» порадовала посетителей изданиями из отдела литературы на иностранных языках, а также отделов искусств и художественной литературы. К мероприятию заведующая залом электронных ресурсов ННБ Залина Татрова подготовила электронную презентацию, где были рассмотрены основные направления творчества Б. Брехта (поэтическое, прозаическое, драматургическое, его фильмография), и показан отрывок из спектакля Театра им. В. Маяковского «Кавказский меловой круг».

Исчерпывающе подробно о жизни и творчестве Мастера рассказала студентам и школьникам бывший преподаватель факультета иностранных языков СОГУ Эльмира Магометовна Абиева, чья диссертация как раз была посвящена творческой деятельности Б. Брехта.

Бертольд Брехт - немецкий писатель, драматург, теоретик искусства, основатель театра «Берлинер ансамбль», видный деятель европейского театра, основатель нового направления под названием «политический театр». Помимо пьес, творческое наследие Брехта включает романы «Трехгрошовый роман» (1934), «Дела господина Юлия Цезаря» (1949), довольно большое количество рассказов и стихов. Брехт был не только литератором, но и активным общественным, политическим деятелем, принимал участие в работе левых международных конгрессов (1935, 1937, 1956). В 1950 г. состоялось его назначение на должность вице-президента Академии искусств ГДР, в 1951 г. - избрание членом Всемирного совета мира, в 1953 г. он возглавил общегерманский ПЕН-клуб, в 1954 г. получил международную Ленинскую премию Мира. «Нетерпеливый поэт Брехт написал первые стихи и пьесы третьего тысячелетия», - так о нём отозвался ещё в молодости его старший друг, писатель Леон Фейхтвангер. Брехт не верил в творчество и вдохновение. Он был убеждён, что искусство – это разумное упорство, работа, воля, знание, умение и опыт. Брехт читал книги Маркса и Ленина, посещал занятия в МАРШ – марксистской рабочей школе. Однако, отвечая на вопрос журнала «Die Dame», какая именно книга произвела на него самое сильное и длительное впечатление, Брехт написал коротко: «Вы будете смеяться – Библия». Убеждённый марксист стремился создать «эпическую драму», свободную от «колебания и безверия», характерных для театра, и внушить зрителям активное и критическое отношение к происходящему на сцене. Его ставят повсюду. От его имени театральными критиками образован эпитет - «брехтовский», что означает - рациональный, сохраняющий дистанцию по отношению к реальности, блестяще язвительный в своём анализе человеческих отношений. Ему принадлежит знаменитый афоризм: «Бояться надо не смерти, а пустой жизни».

Ещё будучи гимназистом, он начал писать стихи и рассказы, которые были напечатаны в газете «Аугсбурские новости» (1914-1915). Привлекало юного Брехта не только литературное творчество, но и театр. Однако семья настояла на том, чтобы Бертольд приобрел профессию врача. Поэтому, окончив гимназию, он в 1917 г. стал студентом медицинского факультета Мюнхенского университета, где, впрочем, ему довелось поучиться недолго, поскольку его призвали в армию. По состоянию здоровья службу он нёс не на фронте, а в госпитале, в отделении венерических заболеваний, где ему открылась реальная жизнь, входящая в противоречие с пропагандистскими речами о великой Германии.

Имея богатого отца, он жил на свой счёт, зарабатывал как драматург, поэт, журналист и даже рекламист.

В 1919 г. состоялось его знакомство с известным писателем Л. Фейхтвангером, который, увидев одарённость молодого человека, посоветовал ему продолжить занятия литературой. В том же году появляются первые пьесы начинающего драматурга  «Ваал», «Барабанный бой в ночи», «В чаще городов», которые были поставлены на сцене театра «Каммершпиле» в 1922 г. Постановка этих пьес часто вызывала бурную реакцию со стороны публики, спектакли сопровождались метанием тухлых яиц — вероятно, не все принимали социалистические идеи автора. Его сборник баллад и песен «Карманный сборник» вышел в 1926 году тиражом всего в 25 экземпляров.

Мир театра становится ещё ближе для Брехта после окончания в 1924 г. университета и переезда в Берлин, где он свёл знакомство со многими деятелями искусства, поступил на службу в «Дойчес театр». Совместно с известным режиссёром Эрвином Пискатором в 1925 г. им был создан «Пролетарский театр», для постановок которого было решено писать пьесы самостоятельно ввиду отсутствия финансовой возможности заказывать их у состоявшихся драматургов. Брехт брал известные литературные произведения и делал их инсценировки. Первыми ласточками стали «Похождения бравого солдата Швейка» Гашека (1927) и «Трёхгрошовая опера» (1928), созданная на основе «Оперы нищих» Дж. Гея. Была поставлена им и горьковская «Мать» (1932), поскольку Брехту были близки идеи социализма. В Берлине в те годы даже открыли «Трёхгрошовое кафе» - там постоянно звучали только мелодии из брехтовской  оперы. Именно в это время сложился «брехтовский» стиль работы в театре. Он почти деспотичен, но при этом требует от каждого исполнителя самостоятельности, внимательно выслушивает самые резкие возражения и замечания, лишь бы они были дельными. 

Брат Вальтер познакомил его с руководительницей «Дикого театра» Трудой Герстенберг. «Дикий театр» представлял собой варьете, в котором большинство актёров были молодыми, любящими эпатировать публику на сцене и в жизни. Брехт пел свои песни под гитару жестковатым, резким, скрипучим голосом, отчётливо произнося каждое слово – по существу, это была мелодекламация. Сюжеты брехтовских песен шокировали слушателей гораздо больше, чем поведение его коллег по «Жестокому театру» - это были рассказы о детоубийцах, детях, убивающих родителей, о моральном разложении и смерти. Брехт не бичевал пороки, он просто констатировал факты, описывал будничную жизнь современного ему немецкого общества.

Приход в 1933 г. к власти Гитлера, закрытие в Германии всех рабочих театров заставляет Брехта и его жену Елену Вайгель покинуть страну, переехать в Австрию, а затем, после её оккупации, в Швеции и Финляндию. Нацисты официально в 1935 г. лишили Бертольда Брехта гражданства, а его книги были публично сожжены на площади в центре Берлина. Когда и Финляндия вступила в войну, семья писателя на целых 6 с половиной лет перебирается в США: для этого пересекает на транссибирском экспрессе СССР и отплывает из Владивостока на шведском пароходе. Именно в эмиграции им написаны наиболее известные его пьесы - «Мамаша Кураж и её дети» (1938), «Страх и отчаянье в Третьей Империи» (1939), «Жизнь Галилея» (1943), «Добрый человек из Сезуана» (1943), «Кавказский меловой круг» (1944), в которых красной нитью проходила мысль о необходимости борьбы человека с устаревшим миропорядком. Там он написал стихотворения, обличающие Голливуд.

Брехт был антифашистом, сочувствовал левым. А те ему не доверяли, и всю жизнь у него на хвосте висели и гестапо, и чекисты. А Каролина Неер — любовница Брехта — погибла в ГУЛАГе как агент Брехта.

В 1947 г. Брехт уезжает жить в Швейцарию - единственную страну, выдавшую ему визу. Западная зона родной страны отказала ему в разрешении возвратиться, поэтому через год Брехт поселяется в Восточном Берлине. С этим городом связан последний этап его биографии. В столице им был создан театр под названием «Берлинер ансамбль», на подмостках которого шли лучшие пьесы драматурга. Детище Брехта побывало на гастролях в большом количестве стран, включая Советский Союз.

Сердечный приступ прервал жизнь драматурга14 августа 1956 года…

Эльмира Магометовна Абиева рассказала слушателям о своей поездке в ГДР в качестве переводчика и посещении эпического театра Брехта, о своей «второй встрече» с Брехтом – уже в Хабаровске, где проживающие там немцы сделали постановку его пьесы в театре.

Студенты 1 курса факультета иностранных языков СОГУ им. К. Хетагурова (Алан Шаповалов, Зарина Байматова, Симон Кусраев, Зарина Бязрова, Алина Макоева, Элина Цориева, Сара Догузова, Диана Ванеева; руководители - зав. каф. нем яз. Галина Михайловна Засеева, доцент каф. Виктория Васильевна Ловянникова) хором исполнили «Песню единого фронта» и прочитали несколько стихотворений Брехта на немецком языке, а четверокурсницы  Дана Туаева и Нелли Томаева подготовили электронные презентации к своим выступлениям по темам «Брехт-драматург» и «Брехт-поэт».

Стихотворения Б. Брехта на немецком и русском языках прозвучали в исполнении учащихся 7 «Б» класса СОШ №41 Т. Валиева, А. Туаллагова, Г. Мецховришвили и учеников 9 «А» класса этой же школы – К. Бурдули, Д. Бутаевой, В. Высоцкой, В. Дзагоевой, А. Кораева, Е. Ларионовой. Под сводами библиотеки звучали строки из стихотворений «Баллада о мёртвом солдате», «Воспоминания о Мари», «Мальчишка, воровавший вишню», «Вишня», «Против соблазна», «Хвала диалектике» и др.

Творчество Брехта — поэта и драматурга — всегда вызывало споры, как и его теория «эпического театра», и его политические взгляды. Тем не менее, уже в 50-х годах пьесы Брехта прочно вошли в европейский театральный репертуар; его идеи в той или иной форме были восприняты многими драматургами-современниками. Бертольд Брехт (1898-1956 гг.) – один из крупнейших немецких театральных деятелей, талантливейших драматургов своего времени, его пьесы и до сих пор популяры и ставятся во многих мировых театрах. Это прозаик и поэт, а также создатель театра «Берлинер Ансамбль» и принципиально нового направления «политического театра».