«ОН МИРУ ДАН БЫЛ НЕ СЛУЧАЙНО…»

Версия для слабовидящих




27 апреля в экспозиционном зале Национальной научной библиотеки Северной Осетии Государственный музей истории российской литературы им. В.И. Даля (г. Москва) представил вниманию посетителей выставку «Лермонтов – художник», которая сделана на основе коллекции этого музея и включает в себя копии картин и рисунков самого поэта.

Открывая мероприятие, директор ННБ, заслуженный работник культуры республики Ирина Асланбековна Хайманова напомнила собравшимся о том, что совсем недавно наша библиотека принимала у себя коллег из Санкт-Петербурга – в середине октября прошлого года в течение недели у нас проходили Дни Межрайонной централизованной библиотечной системы им. М.Ю. Лермонтова г. Санкт-Петербурга «Лермонтовское наследие» на родине Коста». А теперь вот наши сотрудники едут в Питер с ответным визитом аккурат на День осетинского языка и литературы – 15 мая, а сейчас мы принимаем у себя команду москвичей.

С приветственным словом к собравшимся обратился министр культуры Северной Осетии Руслан Аппеевич Мильдзихов. Заведующий Музеем литературы Серебряного века, автор книги «Рисунки русских поэтов» Михаил Борисович Шапошников, который уже в четвёртый раз посещает наш гостеприимный край, отметил, что живопись и рисование были ещё одной гранью таланта Михаила Лермонтова и страстным увлечением, которое сопровождало его всю жизнь, начиная с самого раннего детства. По семейному преданию, рисовать мальчик начал даже раньше, чем писать стихи. По свидетельству его дяди А.П. Шан-Гирея, «уже в 12 лет мальчик рисовал акварелью довольно порядочно и лепил из крашеного воска целые картины: охоту на зайцев, сражение Александра Македонского при Арбеллах». Другой очевидец сообщал, что в Тарханах находились рисунки карандашом, изображавшие кулачные бои в деревне и хватание разбрасываемых крестьянам подарков, различные юмористические домашние сцены. Бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева из знаменитого рода Столыпиных, взявшая на себя обязанности по воспитанию внука после смерти матери, всегда поощряла увлечение Лермонтова рисованием: пол в его детской комнате был покрыт сукном, на котором мальчик с удовольствием чертил мелом. Любопытно, что на самом раннем портрете неизвестного художника (вероятно, крепостного) Лермонтов изображён в возрасте 4 – 5 лет с мелком в правой руке. И в последующие годы Лермонтов не оставлял живопись. Обучаясь в Москве, в Благородном пансионе, он посещал обязательные уроки рисования, изучал перспективу, «снимал», как тогда говорили, с натуры ландшафты, а затем, в Петербурге, брал уроки у известного тогда живописца П.Е. Заболотского. 

Живописное и графическое наследие Лермонтова неразрывно связано с его литературным творчеством. Кажется, что многие рисунки иллюстрируют его сочинения: помимо общих сюжетов их объединяют пылкий темперамент, глубокие эмоции и автобиографичность. Михаил Юрьевич был одним из первых художников, запечатлевших Кавказ и горцев. В Музее, который представляет М.Б. Шапошников, есть большой массив материалов, посвящённый писателям, посетившим Северный Кавказ. К сожалению, такие выставки случаются не так часто, как того хотелось бы и сотрудникам Музея, и благодарным посетителям. Поэтому нужно стремиться к тому, чтобы наводить мосты дружбы со всеми уголками страны – и знакомить население с замечательными экспонатами Музея.

Заведующая «Домом-музеем М.Ю. Лермонтова» Гульнара Ренатовна Пивоварова говорила о том, что всё, что волновало и восхищало М.Ю. Лермонтова, впоследствии обязательно становилось темой и его стихов, и его рисунков – портреты друзей и любимых женщин, пейзажи, виды Кавказа, зарисовки скачущих лошадей, жанровые сценки. Эти наброски покрывают поля рукописей Лермонтова, он рисовал в альбомах своих друзей, сохранились его отдельные акварельные листы, а также работы, написанные масляными красками. По словам известного лермонтоведа И. Андроникова, «рисунки Лермонтова не развлечения странствующего офицера, не занятие от нечего делать, а род записных книжек поэта, часть его вдохновенной и упорной работы. В них отразилась культура работы Лермонтова, внутренняя связь его многообразных талантов». Г.Р. Пивоварова рассказала о том, что эта выставка уже побывала в США, во Франции, в Чили, объехала множество городов и весей России.

«Живопись и графика М.Ю. Лермонтова – это источник узнавания души поэта, его биографии, - подчеркнула в своём выступлении представитель лермонтовского общества в Москве Наталья Евгеньевна Купцова и наизусть прочитала отрывок из поэмы «Валерик», обратив внимание слушателей на то, что любовь к Кавказу Михаил Юрьевич пронёс через всю свою недолгую жизнь. Трагически сложилось так, что именно Кавказ, который был для Лермонтова местом вдохновения, стал для него и местом кровавых баталий, воинской славы, и именно здесь Лермонтов встретил свою гибель. Поэт был убит на дуэли Николаем Мартыновым, ссора с которым не смогла закончиться примирением.

Наша коллега, сотрудница Библиотеки №76 имени М.Ю. Лермонтова - одного из самых богатых книжных хранилищ Москвы, на полках которого затаились не только современные издания, но и старинные фолианты - Мария Николаевна Михеева-Никатина говорила о том, что впервые Михаил Юрьевич побывал на Кавказе шестилетним ребёнком, когда бабушка привозила его на горячие источники, чтобы поправить здоровье внука. «Горы Кавказские для меня священны», — писал Лермонтов. Богатая и величественная природа, самобытные, гордые и независимые жители гор создали в душе мальчика прекрасный и романтический мир, в котором он искал и находил героев своих грёз. Для юного поэта любимой стала «игра в Кавказ», в альбоме он рисует горные пейзажи, первые литературные опыты преимущественно посвящает Кавказу. Пейзажи с романтическими видами Кавказа занимают в творчестве Лермонтова – художника одно из важнейших мест. В них он прекрасный колорист, добивающийся цветового единства, живописец, который умеет мастерски передать тонкости воздушной перспективы.  Позже, уже в ссылке, по прибытии на Кавказ офицер Лермонтов с головой окунулся в боевую жизнь и сразу же смог отличиться «мужеством и хладнокровием» - так было указано в официальном донесении. Но двадцатишестилетнего Михаила Лермонтова, участника военных действий, храброго офицера, как сейчас бы сказали, «спецназовца» (Лермонтов распоряжался «отборной командой охотников, состоящей до ста казаков – разный сброд: волонтёры, татары». До него отрядом командовал прославленный храбрец Р.И.Дорохов; когда Дорохов был ранен, отряд в наследство достался Лермонтову), поэта, который не умел и не хотел кланяться пулям, мучит вопрос: зачем человек воюет? Причём воюет «беспрестанно и напрасно». Этот вопрос он задал в стихотворении «Валерик», и этот вопрос вмещает в себя больше, чем только осуждение войны. Он вмещает в себя осуждение всякой вражды между людьми. Из него, по убеждению поэта Сергея Наровчатова, вышел впоследствии весь Толстой со своим романом «Война и мир». Однако ХIХ век оставил без внимания этот жгучий лермонтовский вопрос, так и не дав ответа на него. Так же точно поступил и век ХХ, и, как мы видим, ХХI тоже…

Народный поэт Осетии Ирина Георгиевна Гуржибекова прочитала свои стихотворения «Почему поэт рисует?» и «Посвящение М. Лермонтову», а народная артистка РСО-А Виктория Кузьминова и ученик 7 класса СОШ №3 г. Владикавказа Георгий Фриев языком музыки передали общее настроение – восхищение работами Михаила Юрьевича Лермонтова, представленными на выставке. Кстати, каждый из рисунков, набросков или пейзажей сопровождается отрывками из стихотворений или поэм М.Ю. Лермонтова.

Так, широко известен замечательный автопортрет поэта, открывающий экспозицию в ННБ. Он сделан им в 1837 году на Кавказе, в ссылке, на фоне кавказского пейзажа. На нём мундир Нижегородского драгунского полка: красный воротник, эполеты, газыри, бурка на плече. Акварельный автопортрет, в котором поэт запечатлел собственное представление о себе, выразил свою затаённую думу, печаль и скрытый трагизм. Это одно из самых значительных явлений лермонтовской иконографии. На обороте портрета – наклейка с надписью по-немецки: «Михаил Лермонтов, русский офицер и поэт, им самим нарисованный». Известно, что он предназначался любимой женщине – Варваре Лопухиной, которой автор и вручил его в июне 1838 года при их последней встрече, перед её отъездом в Германию.

А вот ещё одна работа художника. Русская литература участию Лермонтова в сражении при Валерике обязана шедевром батальной лирики – стихотворением «Валерик» («Я к вам пишу случайно, право…»), а в живописи – названной ранее картиной. Лермонтов – баталист уверенно владеет линией, великолепно передаёт движение, умело строит композицию. Интересен тот факт, что рисунок композиции выполнил Лермонтов, а акварелью его дописал Г. Гагарин, товарищ поэта. Если сравнивать поэму и картину, то можно сделать общий вывод о том, что война изображена художником без прикрас, во всём её драматизме. Сражению при Валерике посвящена и другая картина - «Бой при Валерике». 

Приглашаем всех желающих посетить Национальную научную библиотеку Северной Осетии – выставка работ М.Ю. Лермонтова продлится до конца мая.