ПОМЕЧТАТЬ О ПУТЕШЕСТВИЯХ «ВЕЧЕРОМ У КАМИНА»…

Версия для слабовидящих




Мир – это книга. И тот, кто не путешествует, прочитал только одну страницу.
Аврелий Августин

Именно теме путешествий было посвящено очередное собрание поклонников проекта «Вечера у камина» отдела художественной литературы Национальной научной библиотеки Северной Осетии, состоявшееся 28 июня в самый разгар летних отпусков.

Ведущая вечера, заведующая отделом Марина Татарская напомнила собравшимся о том, что путешествие – это одно из самых любимых занятий большинства людей. Почему многие так любят путешествовать? Всё просто: когда человек путешествует, он познаёт окружающий мир и самого себя. Люди издавна путешествуют по многим причинам: хотят посмотреть на жизнь других народов, увидеть те места, в которых мечтали побывать; уехать от повседневной суеты, забыть на время о надоевшей рутине, работе, готовке, уборке; отдохнуть, расслабиться, набраться хороших впечатлений. Впустив в себя образы путешествий, Литература не могла не измениться. Географические образы стали естественным литературным средством выражения отношения к миру. Путешествие стало удобным литературным приёмом и мощной литературной метафорой. Реальные местности и страны могут перемешиваться с выдуманными, пространство и путь часто являются самостоятельными героями, определяют сюжеты. Марина татарская призвала всех собравшихся этим вечером в отделе художественной литературы поделиться с залом своими любимыми книгами о путешествиях, тех самых, что способны вдохновить даже в этот зной подняться с места и отправиться в путь.

На земле очень много необычных уголков, красивых мест, которые заставляют пережить потрясающие чувства. Во время путешествия наполняешься энергией, силой, положительными эмоциями, начинаешь ощущать гармонию и тесную связь с природой. Альбер Камю говорил, что путешествие - это самая великая и серьёзная наука, которая помогает людям вновь обрести себя. То есть, если подходить расширительно к толкованию этого слова, то путешествие — это не просто поездка или отпуск. Это процесс. Открытие. Процесс открытия самого себя.

С давних времён люди отправлялись в путешествия, их манила неизведанность, тайна, любопытство. И это было достаточно опасно, но несмотря ни на что открывались новые города, страны, моря, океаны, материки. От античного времени сохранились описания путешествий Геродота, учёных, сопровождавших Александра Македонского в его походах. Ранние путешествия тесно сосуществуют с легендами и преданиями и питаются ими. Описание путешествий времён античности, средневековья, Возрождения имеют как научно-познавательную, так и художественную ценность. Классический пример путешествия средневековья — странствования Марко Поло и Афанасия Никитина. Путешествие с религиозными целями (для поклонения святыням, посещения святых мест) в Средние века получило название «паломничество»; русские паломники, в числе которых был, например, игумен Даниил, оставляли путевые записки о своих путешествиях, получившие название хожений. Эпоха Великих географических открытий характерна многими путешествиями, которые в корне изменили представление людей о планете. Позднее большое значение для расширения знаний о Земле имели путешествия Д. Ливингстона и Г. Стэнли, Н. М. Пржевальского и др.; однако уже Пржевальский называл свои путешествия научными рекогносцировками, так как они могли удовлетворить лишь запросы первичного и общего знакомства с особенностями той или иной территории. Поэтому уже в XVIII—XIX вв., по мере углубления исследований, конкретизации и специализации научных целей и задач, путешествия стали приобретать характер научных экспедиций. Разработали жанр «путевых очерков» романтики Ф. Р. Шатобриан («Американское путешествие», 1791, изд. 1827), А. Ламартин, Г. Гейне, Т. Готье, П. Мериме. В 19 и особенно в 20 вв. этот жанр обрёл разнообразные формы (например: «Путешествие в Арзрум» А. С. Пушкина, «Письма об Испании» В. П. Боткина, «Фрегат “Паллада”» И. А. Гончарова, «Остров Сахалин» А. П. Чехова, «Простаки за границей» М. Твена, «Ирландский дневник» Г. Бёлля, «Ледовая книга» Ю. Смуула, «Ветка сакуры» В. Овчинникова); «путевой очерк» становится одним из ведущих жанров публицистики. С середины XX века, в связи с бурным развитием туризма, термин «путешествие» стал обозначать любую поездку, совершённую в какой-то мере самостоятельно, независимо от туристической компании. Путешественниками в настоящее время называют людей, участвующих в самостоятельных, зачастую авантюрных, поездках (например, Т. Хейердал, Ю. А. Сенкевич, Ф. Ф. Конюхов, В. А. Шанин, Голтис). Наиболее широкое применение формы и приёмы художественных путешествий нашли в научной фантастике и приключенческой литературе.

Путешествие во времени выступает излюбленным приёмом многих режиссёров и писателей-фантастов. Есть учёные, утверждающие, что такое возможно в реальности. Что такое перемещение во времени? Это переход человека или любых объектов из данного момента в отрезок будущего или прошлого. Со времени открытия чёрных дыр прошло немного времени, и если сначала самому открывателю Эйнштейну они казались чем-то нереальным, то впоследствии их начали изучать астрофизики всего мира. Философия путешествий во времени будоражила умы многих учёных – К. Торна, М. Морриса, Вана Стокума, С. Хокинга и др.

А есть ещё мысленное путешествие – это литературный жанр, в основе которого лежит описание действительных или мнимых странствий героя.

Поездка, странствие, вояж, рейс, передвижение, перемещение, дорога, путь – все эти слова суть синонимы слова «путешествие». А если вдуматься, то это ещё и самопознание, иначе говоря, путь к самому себе. То есть понятие «путешествие» метафорично, многопланово и многогранно, - о чём и рассуждала старший преподаватель кафедры русской и зарубежной литературы филфака СОГУ Фатима Бесолова. Каждый из нас без исключений совершает в этой земной жизни своё «путешествие», свой путь, отличный от всех других, ни на какой другой не похожий. И как ни крути, а прав был советский классик Николай Островский: «Прожить … надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы…»

Собравшиеся вспомнили замечательную книгу Петра Вайля «Гений места», где говорится о том, что «Связь человека с местом его обитания - загадочна, но очевидна. Ведает ею известный древним genius loci, гений места, связывающий интеллектуальные, духовные, эмоциональные явления с их материальной стороной. На линиях органического пересечения художника с местом его жизни и творчества возникает новая, неведомая прежде реальность, которая не проходит ни по ведомству искусства, ни по ведомству географии. В попытке эту реальность уловить и появляется странный жанр - своевольный гибрид путевых заметок, литературно-художественного эссе, мемуара: результат путешествий по миру в сопровождении великих гидов», то есть это экскурсии по городам не с привычной точки зрения топографии, а стилистически привязывая каждый из них к той или иной известной личности. 

Поговорили о том, что к концу ХVIII в. относится и появление в России первых путеводителей, которые сегодня с полным правом можно назвать туристскими, так как они были рассчитаны на людей, интересующихся историей, архитектурой столиц Русского государства, различными коллекциями, хранящимися в их соборах. Выпущенный в Петербурге в 1779 г. путеводитель «Историческое, географическое и топографическое описание Санкт-Петербурга от начала заведения его, с 1703 по 1751 год» был написан библиотекарским помощником библиотеки Академии наук и архивариусом Андреем Богдановым и опубликован после того, как его оценил издатель В. Г. Рубан. Другой получивший известность путеводитель по столице Российского государства назывался «Описание российско-императорского столичного города Санкт-Петербурга и достопамятностей в окрестностях оного». Написал его член Российско-Императорской и Королевской Прусской академий наук И. Г. Георги. Первое издание путеводителя вышло на немецком языке в конце 1790 г. На русском языке дополненный новыми сведениями более совершенный вариант появился в 1794 г.

Присутстующие вспоминали свои путешествие в другие страны, обсуждали, какую литературу лучше всего брать с собой в поездки, делились впечатлениями от просмотров серии документальных фильмов под общим названием «Кавказский меловой круг» и «Письма из провинции», телепередач Дмитрия Крылова «Непутевые заметки», художественного фильма Никиты Михалкова «Урга». А сколько книг интересных вспомнили о путешествиях! Кстати, сотрудники библиотеки подготовили интересную книжно-иллюстративную выставку по теме с элементами инсталляций в виде фотоаппаратов и чемодана! Говорили и о виртуальных путешествиях, которые стали возможны в наш техновек в компьютерной программе Гугл мапс. А библиотекарь Алиса Дурново рассказала о книге Ильи Бояшова «Путь Мури»…

Действительно, любой вид путешествия – реальное, виртуальное, сказочное, фантастическое, самоуглубление – всегда что-то новое и интересное, яркое и незабываемое, это встреча с новыми людьми, городами и достопримечательностями, новыми идеями, мыслями и чувствами. Путешествие всегда дарит новые эмоции и впечатления, оно позволяет отвлечься от повседневной жизни и окунуться в новую другую жизнь, хотя бы на несколько дней. Путешествие - это ключ к пониманию других культур и прекрасная возможность узнать больше о мире, в котором мы живём. Путешествуя, человек непременно образовывается, изучает новые для себя языки, познаёт тайны кулинарии того или иного народа! Ведь недаром говорится, что лучший способ изучать географию – это путешествовать, а лучший способ узнать и понять людей – это познакомиться с ними в их собственных домах. На том и порешили все собравшиеся в июньский жаркий «Вечер у камина»: путешествиям – быть! Причём в самое ближайшее время!