ВЕЧЕР ПАМЯТИ ВАЛЕРИИ ГРИГОРЬЕВОЙ

Версия для слабовидящих




"Я забуду забыть твой шаг,
Я забуду забыть твой вздох.
Моей плоти властитель - шах,
И души всепроститель - Бог.
Я забуду забыть свой грех,
Я забуду забыть свой крах.
Мне даровано право быть
Лишь в стихах".
Валерия Григорьева

Откуда у девочки из хорошей семьи с хорошим гуманитарным образованием такая обнажённая рана? А вдумайтесь, вслушайтесь: какой у неё смелый и уверенный творческий почерк. Она пишет, как дышит. Просто она – Поэт, и этим всё сказано.

Григорьева Т.28 сентября в Национальной научной библиотеке Северной Осетии прошёл Вечер памяти замечательного поэта и светлого человека – Валерии Григорьевой, ушедшей от нас в 28 лет, но успевшей сказать так много, зрело и так глубоко – о жизни, об отношениях между людьми, о судьбе страны… В рамках вечера состоялась презентация сборника стихов и прозы Валерии «Я последнюю песню проплачу…», который составила её мама, известная владикавказская поэтесса и журналист, член Российского союза профессиональных литераторов Таисия Григорьева. И – огромное спасибо ей за этот труд, благодаря которому мы теперь имеем возможность читать стихи и прозу, оставленные нам Валерией.

Открывая вечер, ведущая Наталья Куличенко сказала: «Поэзия — это мостик, по которому автор ведёт нас (и сам идёт на наших глазах) с привычной твёрдой почвы поэтического миропонимания, основанного многими поколениями предшественников, — в свой персональный уникальный мир, творимый и открываемый перед нами каждым истинным поэтом. А ещё Поэзия — это код, шифр, нужный и понятный далеко не каждому, а только «посвящённым». И этот код, конечно, не самоцель, и поэзия не шарада, а инструмент познания окружающего мира… Автор (самостоятельный, зрелый, интересный) ведёт нас своей дорогой, к каким-то своим открытиям, создавая при этом свой, небывалый ранее код, не похожий на какие-то другие».

«Тяжело было решиться на издание этой книги… Прошло 11 лет со дня смерти Валерии, но жгучая боль по-прежнему живёт в моём сердце. Это небольшое творческое наследие, которое оставила после себя моя дочь, и будет лучшей памятью о ней. Её ровесникам, рождённым в конце 70-х годов XX века, будет интересно узнать, о чём мечтала Валерия, что ей удалось и чего не удалось осуществить», — Таисия Филипповна Григорьева прочитала несколько стихотворений дочери и потом – свои стихи, написанные в память о ней, так рано покинувшей этот мир.

Народный поэт Осетии Ирина Георгиевна Гуржибекова с горечью констатировала: «Валерия ушла из жизни в 28 лет, оставив убитую горем мать Таисию, оставив ей и нам всем строки своих сомнений, видений, раздумий… Всего того, что именуется настоящей ПОЭЗИЕЙ». А Тамерлан Техов, журналист, член Союза писателей России и РСПЛ, добавил: «Валерия Григорьева могла и должна была состояться как большой поэт, но из земного бытия ушла до обидного рано. Хотя и в 28 лет жизни вместилось многое, удалось сказать своё, новое, оригинальное, свежее слово в творчестве».

Бадтиев Ю. Абаев З. Бадтиева Ф. Бесолова Ф. Дышекова Е.

И действительно, интересны и необычны не только стихи Валерии, но и её рассказы и статьи, выходившие под псевдонимами Валентина Неюдашкина, Твентин Карантин, Шэр Ш. Лафамова: «200 лет неодиночества», «Мужские страхи», «Искусство играть в куклы», «Не бросайте камни в одиночество», «Рекламный ролик (о) любви», «Тривиальное чтиво», «Гороскоп от Святого Валентина». Но больше всего «цепляют» выдержки из личных дневников Валерии. Наверное, те, кто жил в то время, страшное время 90-х годов, время разгула беззакония, беспредела, инфляции и дефолта 98-го года, хорошо поймут чувства девушки, описанные в этих дневниках…

Добрые слова о творчестве Валерии Григорьевой прозвучали из уст председателя Северо-Осетинского регионального отделения РСПЛ Юрия Саламовича Бадтиева, поэта Заурбека Абаева, журналиста, поэта и переводчика Владимира Техова, ответственного секретаря литературно-художественного  журнала «Горный ветер» Фени Бадтиевой: поэзия Валерии Григорьевой — это и вдохновение, и шаманство, и особая химия, и экстаз, и душевное обнажение, и истошный крик, и, безусловно, искра Божья. В большинстве её стихотворений чувствуется напряжённая работа мысли и чувства и художественный позыв к труду души читателя. Её слово — большое и глубокое. Богатый словарный запас помогает ей создавать яркие, зримые образы, легко и просто общаться с читателями. Она обладает высокой техникой стихосложения: здесь и сильные рифмы, и чёткий ритм, и разнообразные художественно-выразительные средства. Но всё-таки поэзия — не в этом. Поэзия, по большому счёту, не в технике, не в образности — она возникает, как удар в солнечное сплетение, когда слушаешь какие-то строки, от которых внезапно, вдруг начинают бежать мурашки по спине… 

Лирическая героиня Валерии чрезвычайно чувствительна и ранима, она тяжело переживает грубость и лживость обыденности. По её стихам нельзя скользить, как по гладкому льду катка. Они цепляют каждой своей строкой, стопорят, заставляют вчитываться, вглядываться в читаемое и поражаться глубине увиденного. Стихи-исповеди, стихи-покаяния, стихи-предчувствия и предсказания…

А старший преподаватель кафедры русской и зарубежной литературы филологического факультета СОГУ Фатима Бесолова рассказала собравшимся о своей студентке Лере Григорьевой – девочке, безусловно, одарённой, необыкновенной труженице, умнице и очень светлом человечке.

Доминирующая черта всех произведений сборника «Я последнюю песню проплачу…» — это высокая духовность, духовный поиск, напряжённая работы мысли и чувства, что уже дало безусловное право поэту Валерии Григорьевой занять своё достойное место в нашей российской литературе. Как страшно это произносить — ПОСМЕРТНО…

В канву вечера очень удачно вплелось выступление автора-исполнителя из г. Сочи Екатерины Дышековой, подарившей залу песни под гитару на стихи Владимира Шемшученко, Александра Дольского, Натальи Куличенко, Татьяны Кувичинской.

Валерия Григорьева, которой в этом году исполнилось бы 40 лет, теперь навсегда осталась в своих стихах, статьях и рассказах. Её помнят читатели республиканского литературно-художественного журнала "Дарьял". Теперь, благодаря сборнику «Я последнюю песню проплачу…», её будут читать и любить многие...