Современный учитель – это не профессия, это образ жизни

Версия для слабовидящих




«В нашей жизни все неповторимо,
Так ведется издавна, в веках,
Только лишь одно бесспорно, зримо:
Кто учил – живет в учениках».

Г. Петелина

28 сентября в преддверии Дня учителя в общем читальном зале Национальной научной библиотеки Северной Осетии состоялась беседа с будущими педагогами – студентами 4 курса СОГПИ КА 4-1 и КА 4-2 и выставка-просмотр профессиональной литературы по теме «Современный учитель. Какой он?». Вниманию посетителей представлена развёрнутая книжно-иллюстративная выставка «Для вас, учителя!» с подразделами: «История педагогики в лицах», «Профессиональное развитие», «Ступени мастерства», «А современный учитель – каков он?»

Ведущая мероприятия, заведующая ОЧЗ Татьяна Николаевна Кравченко, обращаясь к студентам, подчеркнула: «Учитель – профессия, востребованная во все времена. И качества хорошего педагога всегда были и остаются неизменными: это, прежде всего, порядочность, честность, любовь к своему предмету, к детям, и, самое главное, готовность взять на себя огромную ответственность за тех, кому преподаешь. В нашей стране сегодня идут большие преобразовательные процессы, выполняется национальная программа «Образование». Меняются ученики, их родители, учебные программы, формы и методы работы. И естественно возникает вопрос: каков же он, современный учитель? Каким он должен быть сегодня?

Современный учитель – это личность, потому, что только личность может воспитать другую личность – личность современного школьника, что и является главной задачей современной школы. Ещё К.Д.Ушинский писал, что «только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер». Влияние личности учителя – это та живительная сила, благодаря которой в душе учеников произрастает всё доброе и полезное. Хороший учитель дарит детям удивительное качество – способность познавать мир и развиваться. Он учит воспринимать, обрабатывать и самостоятельно применять информацию. Добиться этого может лишь тот педагог, который обладает такими характеристиками: любит детей и проявляет к ним интерес, ведь ещё Л.Н. Толстой писал: «…Если учитель соединяет в себе любовь к делу  и к ученикам, он - совершенный учитель». А ещё хороший учитель знает психологию школьников разных возрастов; ценит неповторимость личности ребенка; умеет наблюдать за поведением детей и делать выводы; может оценить интеллектуальный потенциал и построить стратегию индивидуального развития ребенка; легко общается с детьми, добивается их любви и уважения; успешно руководит детским коллективом; глубоко знает свой предмет; готов к инновациям и стремится развиваться, ведь использование современных электронных средств обучения на занятиях – и это доказано - активизирует внимание и вызывает интерес к излагаемому материалу; но самое сложное – это не разработать урок, не провести занятие, не устроить коллоквиум, а расположить детей, мотивировать, настроить на учение, пригласить к сотрудничеству.

Учитель должен быть интересен каждому ребёнку. Поэтому современный педагог просто обязан быть гибким. Необходимо, чтобы учащиеся научились не только отвечать на вопросы, которые ставит перед ними учитель, но и самостоятельно формулировать их для себя в процессе изучения материала. Роль учителя – «стоять не над, а рядом», «я помогу», «я поддержу». Учитель стоит наравне, направляет, правильно организовывает. Сейчас надо свыкнуться с мыслью, что ученик может поспорить с учителем на любую тему. Основная парадигма в работе учителя: «Дать каждому ребёнку возможность проявить себя». «Ученик - это не кувшин, который мы должны заполнить, а искорка, которую мы должны зажечь».

Современный учитель не только  должен учить детей, но и сам способен учиться у своих учеников. Учитель должен быть с хорошим словарным запасом, быть добрым и иметь чувство юмора, И помнить: если человеку дан дар быть педагогом, то он будет работать с детьми в любой школе, в любой ситуации, при любой обстановке. А результаты деятельности учителя отражаются в успехах его выпускников». 

Да, учитель должен идти в ногу со временем: использовать в своей работе инновации, различные методики, должен в совершенстве владеть преподаваемым материалом. Но прежде всего он должен быть ЧЕЛОВЕКОМ С БОЛЬШОЙ БУКВЫ. А ЧЕЛОВЕКОМ можно быть при одном условии: уметь видеть ЧЕЛОВЕКА в других, даже самых маленьких. Только в деловой и доброжелательной обстановке ребёнок будет раскрывать и реализовывать свои возможности.

Существует даже выведенная лучшими учителями страны формула успеха, которая представляет собой сумму следующих составляющих: любовь к своему делу + вдохновение + компетентность + дальновидность. А ещё – способность сохранить в себе детскость.

Учитель – строитель человеческой души.  Цель его работы - не только формировать знания, умения, навыки, но и помочь каждому ребенку сформироваться как личности, развить желание и стремление в преодолении жизненных  трудностей, умение правильно оценивать  свои поступки, результаты своего труда. Не только от знаний учителя зависит то, каким будет его ученик. Огромную роль играют его личные качества. Современный учитель должен быть, безусловно, умным, спокойным, эрудированным, и, конечно же, он должен любить свою профессию и детей.

Присутствующим были показаны несколько видеосюжетов на вышеозначенную тему: отрывок из беседы с Михаилом Лотманом, уличный опрос «Считаете ли вы опасной профессию педагога?», интересный репортаж о слиянии пединститутов с университетом на примере опыта Казанского федерального университета, а также интервью с доктором математических наук, преподавателем «Бауманского» университета Алексеем Савватеевым. Т.Н. Кравченко порекомендовала студентам интересные статьи из популярных специализированных журналов: «Воспитание школьников», «Народное образование» и др., а также провела блиц-обзор книжно-иллюстративной выставки. Раздаточным материалом для будущих преподавателей стали распечатки электронных адресов самых популярных и востребованных сайтов для учителей.

Так какой же он, современный учитель? Думаю, ответ кроется в самом слове УЧИТЕЛЬ: уникальные, умные, успешные, универсальные, умеющие хорошо давать материал; честные, человечные, чуткие, с чувством юмора; искренние, индивидуальности; тактичные, толерантные, терпеливые; естественные, единомышленники; любящие детей, любящие свою работу. И очень мягкие как мягкий знак и само слово! Учитель – ключевая фигура современной школы, от его профессионализма зависит качество образования. Очень точно об учителе написал Симон Львович Соловейчик: «Он – артист, но его зрители и слушатели не аплодируют ему. Он – скульптор, но его труда никто не видит. Он – врач, но его пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться».

Каждое поколение ищет ответ на этот вопрос и создаёт образ идеального педагога. А это означает, что профессия учителя не утратила своего значения для общества и не утратит никогда.