«ВЕЧЕР У КАМИНА» И АНАТОМИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

Версия для слабовидящих




В зеркало смотрим не только мы. Оттуда смотрят на нас.
Наталья Солнцева «Кинжал Зигфрида»

И лучшими зеркалами нашей эпохи являются КНИГИ. Есть ли русская литература в современной России 21 века, та, которая дала бы пищу уму и душе, всколыхнула бы давно забытые чувства и в очередной раз заставила изумиться богатству русского языка? Стоит ли читать современную литературу или лучше читать классику?

Что может дать нам нового современная литература? Как определить, что данное современное произведение стоит читать, а другое – нет? Допустимы ли в литературном произведении сцены насилия, откровенные сцены и мат? Почему в последнее время становится всё больше писателей и всё меньше читателей? Какие темы преимущественно должны быть отражены в литературе? Эти и многие другие вопросы были затронуты и обсуждены на очередном собрании любителей словесности «Вечер у камина» в зале художественной литературы Национальной научной библиотеки Северной Осетии.  

Безусловно, современная российская литература – явление сложное и спорное, считает  заведующая отделом Марина Татарская. На сегодняшний день в нашей стране есть много писателей, известных и неизвестных, т.к. есть широкие возможности писать и издавать свои произведения. Если говорить о современной литературе в целом, то можно выделить несколько путей развития российской словесности. Первый - путь, продолжающий традиции реалистической русской литературы, традиции классики XIX века, но по-своему. Для него характерны: позиция писателя как носителя истины; стремление писателя понять закономерности жизни и её противоречия; писатель исходит из того, что человека и мир познать возможно. Литературный критик А. Татаринов сказал однажды: «Если русская литература не стремится стать словом о жизни и смерти…, она фатально мельчает, грозит превратиться в необязательную форму досуга». Эти слова можно считать программными для российских представителей социально ориентированного реализма. Писателей этого направления, среди которых Ю. Поляков,  А. Варламов, О. Павлов, В. Мединский, С. Минаев, Р. Сенчин, З. Прилепин, Г. Садулаев, Д. Гуцко и др., отличает заинтересованное отношение к общественным, политическим, историческим проблемам.

Второй путь развития литературы – это постмодернизм. Но это понятие характеризует не только литературное направление и творческий метод писателя, но и тип мировоззрения: постмодернизм – это мироощущение, что наступил конец человеческой истории вообще. В постмодернизме реальность игнорируется как данность, мир разделён на разобщённые части, собственно мир есть нарисованная картина. Автор как бы умирает, его нет в тексте, он ничего и никого не оценивает, как это было раньше, а его герои часто сочетают в себе несочетаемые черты. Под влиянием постмодернизма происходит размывание систем ценностей. Истины нет. Плюрализм, многозначность абсолютно во всём. Нет ничего единого. Среди представителей этого направления мы видим имена Пелевина, Голковского, Шишкина, Лимонова, Шарова, Сорокина и многих других авторов.

Третий путь развития современной литературы – это антиутопия (Быков, Аксёнов, Маканин). Чем же антиутопия отличается от утопии? Новый тип фантастического романа берёт на себя функцию критического отношения к возможному будущему, нынешнему обществу и человечеству в целом. В отличие от утопических произведений, в антиутопиях описывается не идеальное представление о завтрашнем дне, а самое что ни на есть худшее представление о том, что нас ждёт.

А есть ещё «женская проза» (Улицкая, Токарева, Славникова), есть так называемая массовая литература (Устинова, Дашкова, Маринина, Гришковец), есть ещё путь синтеза, слияния традиций реализма, постмодернизма и модернизма, характерного для первой половины XX века (поэты Серебряного века в России, в зарубежной литературе – Ф.Кафка, например), а среди современников -  Толстая, Петрушевская, Довлатов, из поэтов – Бродский…

То есть современная российская литература существует и вовсю развивается, и на это указывают ещё и другие признаки. Это и бурное развитие литературного премирования (сегодня в России существует более 100 литературных премий), и достаточная активность российского книгоиздания, и проведение ежегодных литературных ярмарок, и, наконец, развитие литературного интернета, так называемой сетературы.

Поэты  Чермен Дудаев и Заурбек Абаев рассказали о том, как проходят форумы молодых писателей и семинары в Литературном институте им. М. Горького, обсудили, какими должны быть «толстые» литературные журналы. Кстати,  именно толстые литературные журналы, основанные ещё в далёких 20-30-х годах 20 века, и сегодня остаются островками настоящей русской литературы в огромном море коммерческой книжной продукции. Кроме того, они – безупречный камертон писательской одаренности. Так, Сергей Чупринин , главный редактор "Знамени", в одном из интервью сказал: «…журналы теперь - и витрина художественных достижений очередного года, и навигатор, облегчающий квалифицированным читателям поиск в необозримом пространстве текстов и высказываний. Таких квалифицированных читателей, кто хочет не просто читать, но ещё и разбираться в том, что происходит в современной литературе, немного. Но мы обращаемся именно к ним, к этим немногим, предлагая свою версию сегодняшней словесности" (Книжное обозрение. - 2011. - N 2. - С. 3).

Алиса Дурново рассказала собравшимся о «Филатовском» Фонде СЭИП и о новых поступлениях отдела художественной литературы в серии «Молодые писатели России», а также книг по литературоведению, сделав блиц-обзор этих изданий, вышедших  в сериях «Новые писатели», «Новые имена в детской литературе», «Литературное сегодня: мастерская современной критики», «Новые имена в драматургии». Среди новых имён молодых литераторов – Елена Георгиевская, Тамара Михеева, Василина Орлова, Игорь Корниенко, Григорий Аросев, Сулеман Мусаев, Виктория Чихарнеева, Валерий Айрапетян, Фарид Нагим, Алексей Шпилёв, Вадим Волобуев, Александр Киров, Евгений Эдин, Сергей Носачёв, Анастасия Чернова и др. Обратили мы внимание на книгу нашей соотечественницы Эльвиры Фарниевой «Не так быстро, царевна!», а также на сборники рассказов «Цепи снеговых гор» и «Дорога домой», среди авторов которых есть наши писатели-земляки Георгий Тедеев, Аланка Уртати, Денис Бугулов.

А Лариса Абисалова обратила внимание собравшихся на списки книг, которые, по идее их составителей, «должен прочесть каждый», к примеру, «список Маркеса» или «список Бродского». Подробно она остановилась на проекте Национальной научной библиотеки, который представлен на нашем сайте – «Книжный мир Осетии: 100 книг для обязательного прочтения» (составитель И.Г. Бибоева).  

Когда-то великий Расул Гамзатов сказал: «Для того чтобы узнать самих себя – нужна книга. Для того чтобы узнать других, нужна книга! Народ без книги похож на человека с завязанными глазами: он не видит мира. Народ без книги похож на человека без зеркала: ему нельзя увидеть свое лицо». А это значит, что книга была, есть и будет в нашей жизни. И каждый из нас волен выбирать именно то, что ему по душе – и ЧИТАТЬ!