«…БЫТЬ МОЖЕТ ЕЙ - И В НЕБЕ СЧАСТЬЯ НЕТ?..»

Версия для слабовидящих




Ей даровал Господь так много! 
А Жизнь - крупинками считал. 
О, звездная ее дорога! 
И Смерть - признанья пьедестал! 
М.Цветаева (из сборника "Вечерний альбом")

17 мая в Национальной научной библиотеке Северной Осетии в проекте «Современник» (ведущая – заведующая отделом абонемента, заслуженный работник культуры республики Светлана Дзукаева) наши читатели имели возможность повстречаться с прекрасным человеком, замечательным профессионалом, умным, глубоким и обаятельным собеседником – заслуженным артистом РСО-А и КБР, актёром и режиссёром Гиви Валиевым.

2 ноября в Выставочном зале Национальной научной библиотеки Северной Осетии прошёл Вечер памяти замечательной художницы и необыкновенной писательницы Марии Башкирцевой (12 [24] ноября 1858 года, Гавронцы, Полтавский уезд, Полтавская губерния, Российская империя — 19 [31] октября 1884 года, Париж, Франция), подготовленный заведующей отделом Оксаной Хугаевой к юбилею этой неординарной женщины. 

Некогда Люксембургскую галерею в Париже украшала аллегорическая скульптура «Бессмертие»: молодой гений умирает у ног ангела смерти, в руке которого развёрнут свиток с перечнем замечательных художников, преждевременно сошедших в могилу. На этом свитке есть русское имя — Мария Башкирцева. 

«Я, которая хотела бы сразу жить семью жизнями, живу только четвертью жизни… И потому мне кажется, что свеча разбита на четыре части и горит со всех концов…», - писала в одном из своих дневников Мария Башкирцева. Между прочим, её дневниками зачитывались Цветаева, Брюсов, Хлебников, Батай, Гладстон, Шоу; её ругали Чехов, Лев Толстой и Розанов. О её эпистолярном романе с Ги де Мопассаном в 1938 году сняли итало-австрийский фильм. В Ницце её именем названа улица. Марина Цветаева, потрясённая дневником Башкирцевой, посвятила ей свой первый сборник стихов «Вечерний альбом»… 

Творческое наследие Башкирцевой — более полутора сотен картин и около двухсот рисунков, хранящихся ныне в собраниях европейских и американских музеев. Её девиз: «Ничего – прежде меня, ничего – после меня, ничего – кроме меня». 

Девушка небольшого роста, худая, очень красивая, с тяжёлым узлом золотых волос, «источающая обаяние, но производившая впечатление воли, прячущейся за нежностью… Всё обличало в этой очаровательной девушке высший ум. Под женской прелестью чувствовалась железная, чисто мужская сила, и невольно приходил на память подарок Улисса юному Ахиллу: меч, скрытый между женскими уборами», - так её описал известный художественный критик Франсуа Коппе. Австрийский драматург-декадент Гуго фон Гофмансталь (автор либретто для опер Рихарда Штрауса) даже говорил, что у неё «комплекс Наполеона». А Мария с самого детства не теряла зря времени. Трактаты Горация и Тибула, Ларошфуко и Платона, Савонаролы и «любезного друга Плутарха» занимали её ум, как и книги Коллинза, Диккенса, Дюма, Бальзака, Флобера и Гоголя. Это было не просто беглое чтение, а вдумчивый труд, сопоставление их взглядов с её собственным мироощущением. 

Мария Башкирцева оставила потомкам всего лишь юношеский дневник, да несколько картин, да гениальную тоску по несбыточному.     

Её с юных лет отличало стремление к славе и успеху. Она была очень красива, знала шесть европейских языков, играла на рояле, гитаре, арфе и мандолине, обладала превосходным сопрано. С тринадцати лет и до самой смерти Башкирцева вела дневник, куда с поразительной откровенностью заносила все события своей жизни, свои мысли и чувства. "Дневник Марии Башкирцевой" впервые был опубликован во Франции в 1887 г., а в 1893 г., выдержав уже несколько изданий на французском языке, вышел в свет и в России. Он запечатлел образ женщины-художницы, стремившейся к счастью, свободе и творчеству, имевшей для этого, казалось бы, все возможности, но так и не успевшей реализовать себя. " Дневник Башкирцевой" вызвал целый ряд восторженных отзывов в европейской и американской прессе, а Гладстон признаёт произведение русской художницы одною из замечательнейших книг всего столетия — по искренности, художественной наблюдательности и выпуклости изображения борьбы художницы с соблазнами светского тщеславия. «Если я не умру молодой, я надеюсь остаться в памяти людей как великая художница, но если я умру молодой, я хотела бы издать свой дневник, который не может не быть интересным». (Из «Дневника» Марии Башкирцевой. Май 1884 г.) 

М. К. Башкирцева родилась в знатной и богатой семье. Девочка была очень болезненна, и в десятилетнем возрасте мать увезла её в Ниццу. С тех пор она лишь три раза ненадолго приезжала в Россию, живя постоянно за границей и много путешествуя по Европе. В 1876 г. у Башкирцевой обнаруживается голос, по отзыву пр. Фаччио, "в 3 октавы без двух нот", а строгий профессор Вартель предсказывает ей "артистический успех, если она над собою поработает". Это открытие привело Башкирцеву в восторг. Увы: в 1878 г. она утратила голос, с 1880 г. стала глохнуть и седеть, а с 1881 г. у неё быстро начала развиваться чахотка… 

С 1877 г. она стала посещать частную академию Рудольфа Жюлиана в Париже, где было разрешено учиться и женщинам, а спустя два года уже получила золотую медаль на конкурсе ученических работ, и с этого времени регулярно выставляла свои картины, неизменно встречавшие тёплые отзывы французских газет и журналов. Девушка работала по 10–12 часов в день и достигла успехов, каких обычно не ждут от начинающих (семилетний курс она освоила за два года). Во многих её работах ощутимо влияние учителя Башкирцевой - французского художника Ж. Бастьен-Лепажа. Первая выставка работ Башкирцевой состоялась в Париже в 1885 г., и с тех пор интерес к её творчеству и личности не угасает. Ей всё удавалось: портреты, жанры, пейзажи, исторические полотна и марины. А ещё она пробовала себя как скульптор. Представленные в Салоне 1884 г. изящный пейзаж «Осень» и жанровая картина «Митинг» (вместе с «Портретом натурщицы» приобретены французским правительством для Люксембургского музея в Париже) приносят художнице долгожданную славу. Марию не смущают постоянные сравнения её творческой манеры с работами Ж. Бастьен-Лепажа. Ей нравились его картины, она дружила с художником, а неизлечимые недуги сблизили их ещё теснее… 

Скончалась эта одарённая художница 31 октября 1884 г. от туберкулёза, чуть-чуть не дожив до двадцати шести лет, и была похоронена на парижском кладбище Пасси. На плитах у большого белого памятника в виде русской часовни всегда лежат скромные фиалки, а в самом склепе родные поместили незаконченную картину «Святые жёны», там же стоял мольберт Марии, лежала её палитра. Мопассан, посетив её могилу, изрёк: «Это была единственная Роза в моей жизни, чей путь я усыпал бы розами, зная, что он будет так ярок и так короток!» Через год после её смерти французским обществом женщин-художниц была открыта выставка работ М. К. Башкирцевой, на которой было представлено 150 картин, рисунков, акварелей и скульптур. В 1887 г. на Амстердамской выставке картины русской художницы мгновенно раскупили самые известные галереи мира. 

Башкирцева была членом Парижского кружка русских художников, и, согласно посмертной её воле, в Париже была учреждена премия "имени Марии Башкирцевой" в 500 фр., которая выдаётся ежегодно, по отделу живописи, экспоненту — мужчине или женщине, — заслуживающему поощрения по своему положению. 

После кончины Марии мать перевезла в Россию, в имение на Полтавщине, основную часть живописных работ дочери. В роковом 1917-м коллекция сгорела вместе с подожжённой усадьбой... Остальные картины, уцелевшие во флигеле, погибли во время бомбёжки в 1941 году… 

Сохранившиеся картины художницы хранятся в Государственном Русском музее, Красноярском художественном музее им. В.И.Сурикова, Днепропетровском художественном музее, Харьковском художественном музее, Сумском художественном музее, Парижском малом дворце, Музее изящных искусств им. Жюля Шере, Амстердамском Рейксмузеуме, частных коллекциях. В открывшемся в 1988 г. музее искусства XIX в. д’Орсе целый зал отдан картинам Башкирцевой. 

В декабре 2012 г. на Sotheby's за 61 250 британских фунтов была продана картина Марии Константиновны Башкирцевой «Молодая женщина читает»… 

Собравшимся в Выставочном зале главной библиотеки республики были показаны автопортреты Марии и её картины, и мини-выставка – инсталляция перенесла нас в эпоху, когда жила и творила эта необыкновенно талантливая женщина – наша соотечественница Мария Константиновна Башкирцева.