«В НАШИ ПОДЛЫЕ ВРЕМЕНА ЧЕЛОВЕКУ СОВЕСТЬ НУЖНА…»

Версия для слабовидящих




Ни к чему, ни к чему, ни к чему полуночные бденья.
И мечты, что проснёшься в каком-нибудь веке другом.
Время? Время дано. Это не подлежит обсужденью.
Подлежишь обсуждению ты, разместившийся в нём.
Н. Коржавин

Он всегда был готов сказать правду, стоять за неё и пострадать за неё. Он даже чем-то напоминал юродивого – в высоком смысле этого слова, как оно звучало на Руси. Герой самиздата, продолжатель некрасовской гражданской позиции в поэзии, человек с «безупречной биографией, которая интересней его стихов» (по мнению некоторых критиков), побывавший и на Лубянке, и в «психушке», и в ссылке, лауреат крупнейшей литературной премии «Поэт», чьими стихами зачитывалось не одно поколение наших граждан, автор великолепных воспоминаний и критических статей, - это всё он, Наум Моисеевич Коржавин (настоящая фамилия Мандель) - русский поэт, блистательный публицист, здраво и беспристрастно судивший о многом, переводчик, драматург, мемуарист.

Именно о нём и шёл разговор весь вечер в стенах зала художественной литературы Национальной научной библиотеки Северной Осетии в проекте Заурбека Абаева «Антология».

Ведущий рассказал о том, что родился будущий поэт 14 октября 1925 г. в Киеве, перед войной был исключён из школы из-за конфликта с директором. Ещё юношей молодого поэта заметили Николай Асеев и Илья Эренбург, которые затем рассказали о нём в московской литературной среде. Начавшаяся война заставила семью Манделей покинуть родной город. В 1945 г. Наум поступил в Литературный институт им. М.Горького. Среди его соседей по комнате в общежитии были, в частности, Расул Гамзатов и Владимир Тендряков. Но в конце 1947 г. он был арестован и 8 месяцев провёл на Лубянке и в Институте имени Сербского, затем был выслан: до 1951 находился в ссылке в сибирской деревне Чумаково, затем - в Караганде, где в 1953 г. даже окончил горный техникум и получил специальность штейгера.

Спустя год после смерти Сталина по амнистии он вернулся в Москву. На жизнь зарабатывал переводами. В 1956 г. был реабилитирован и смог продолжить учёбу в Литературном институте, который окончил в 1959 г. Изредка публиковал свои стихи в различных журналах. Первая значительная подборка стихов Коржавина появилась в 1961 г. в "Тарусских страницах" и привлекла внимание читателей. В 1963 г. вышел сборник "Годы" (стихи 1941 – 61 гг. под редакцией Е. Винокурова). Многие стихотворения поэта ходили в списках, издавались в самиздате. Начал пробовать силы и в драматургии: в 1967 г. пьеса Коржавина "Однажды в двадцатом" была поставлена в Театре им. К.Станиславского.

В 1966 – 67 гг. Наум Моисеевич участвовал в движении прогрессивной интеллигенции в защиту Даниэля и Синявского, затем Галанского и Гинзбурга. После этого его, как и всех "подписантов", перестали печатать. В 1970 году он даже сыграл эпизодическую  роль шпрехшталмейстера константинопольского цирка в фильме А. А. Алова и В. Н. Наумова «Бег» по мотивам произведений М. А. Булгакова. А спустя три года . Коржавин подал заявление на выезд из страны, объявив причиной "нехватку воздуха для жизни". Он уезжает в США, в Бостон, где  входит в редакцию "Континента" и много выступает в американских университетах.

В спорах «русофобов» и «русофилов» Н. Коржавин всегда занимал «русофильскую» позицию, отстаивая традиции русской культуры. В публицистике 1990—2000-х годов он выступал как против коммунизма, так и против радикального либерализма. В литературоведческих статьях защищал христианскую мораль в искусстве, настаивал на необходимости глубокого человеческого содержания художественного произведения. Резко критиковал поэзию Иосифа Бродского, высмеивал его культ в интеллектуальной среде (в работе «Генезис «стиля опережающей гениальности», или Миф о великом Бродском»): «В эпоху массового индивидуализма и массового самоутверждения, массовых представлений о творчестве и оригинальности [поклонение Бродскому] воспитало целое литературное поколение. Тотальная необязательность, свойственная этому поэту, получив статус респектабельности, оказалась прельстительна. И сказалась на поведении интеллигенции — во всяком случае, её части… Думаю, что он оказал большое влияние на современную поэзию, но вряд ли оно было благотворно…»

Два сборника стихов - "Времена" (1976) и "Сплетения" (1981) вышли во Франкфурте-на-Майне (Германия). Перу Коржавина принадлежат статьи и очерки - "Опыт поэтической биографии"(1968), "Судьба Ярослава Смелякова". В 1991 г. выходит его книга "Письмо в Москву" (стихи и поэмы); в 1992-ом - "Время дано" (стихи и поэмы).

В последние годы Наум Моисеевич часто приезжал в Россию из Бостона. Первый раз он приехал в Москву во второй половине 1980-х годов по личному приглашению Булата Окуджавы. Первое место, где он тогда выступал, был Дом кино. Зал был заполнен, на боковые балкончики поставлены дополнительные стулья, принесённые из кабинетов. Когда Коржавин и Окуджава вышли на сцену, весь зал, не сговариваясь, поднялся и стоя аплодировал. Коржавин плохо видел, и Окуджава, наклонясь к нему, сказал, что зал встал. Было видно, как Коржавин смутился. Потом читал стихи, отвечал на вопросы. Читал стихи по памяти (разобрать напечатанный текст он не мог из-за слабости зрения: ему требовались специальные сильные очки). Из зала на сцену выходили известные актёры, пришедшие на встречу в качестве зрителей, и читали по его книге без подготовки, сразу, первое попавшееся стихотворение, на котором раскрывался сборник. Первым, вышедшим без всякого приглашения, из зала на сцену и вызвавшимся читать стихи был артист театра «Современник» Игорь Кваша, за ним стали подниматься другие.

Наум Коржавин — один из героев документального фильма «Они выбирали свободу» (RTVi, 2005).

Умер Н.М. Коржавин 22 июня 2018 г. в Дареме (Северная Каролина, США). Урна с прахом поэта была захоронена 28 сентября 2018 года в Москве на Ваганьковском кладбище.

В течение всего вечера в зале звучали стихи Наума Коржавина в исполнении Чермена Дудаева,  Ольги Резник, Инны Келехсаевой, Алисы Дурново, Натальи Куличенко и самого ведущего – Заурбека Абаева, а народный поэт Осетии Ирина Гуржибекова предположила, что, если б Коржавин не уехал на Запад, возможно, не был бы столь велик и почитаем у нас в стране, а находился бы в одном ряду с другими – сильными и хорошими – поэтами… Она же подарила слушателям свой экспромт, посвящённый Зауру Абаеву. А заведующая отделом Марина Татарская пригласила всех желающих ознакомиться с развёрнутой журнальной выставкой произведений Коржавина, подготовленной специально к мероприятию.