ЧИТАЕМ ВСЛУХ!

Версия для слабовидящих




7 марта, во Всемирный день чтения вслух, в общем читальном зале Национальной научной библиотеки Северной Осетии прошла акция «Читаем вместе, читаем вслух!», подготовленная заведующей отделом Татьяной Кравченко. Участники мероприятия – студенты СОГПИ и ГГАУ – ответили на вопросы блиц-анкеты «Чтение вслух – шаг в будущее?», после чего состоялся мини-конкурс педагогического мастерства «Чтение с увлечением».

Татьяна Николаевна Кравченко рассказала об истории этого праздника и преимуществах чтения вслух.

В это трудно поверить, но в античные времена читали только вслух – иных вариантов тогда не существовало. Сегодня историки полагают, что чтение вслух было не только данью культурным традициям, но и помогало лучше вникать в смысл – ведь в те времена не было общепринятых знаков пунктуации и даже разделения слов. К этому можно добавить, что поэзия и художественное слово вообще принципиально воздействовало прежде всего на слух - отсюда такое внимание древних к ритму и стилю как поэтической, так и прозаической речи.

Ежегодно с 2010 года в первую среду марта в рамках движения за грамотность проводится Всемирный день чтения вслух, и тысячи людей во всём мире посвящают этот мартовский день  чтению вслух. В этом году Всемирный день чтения вслух выпал на 7 марта. Лозунг этого дня – «Чтение – это движение вперёд!» Праздник придумала организация LitWorld, чтобы подчеркнуть, что «делиться историями и эмоциями – неотъемлемое право каждого человека». Основная цель этого дня – показать чтение как способ взаимодействия с окружающим миром и как возможность передачи своих эмоций другому человеку вместе со звучащим словом. Чтение вслух – одно из лучших упражнений для развития речи. Почему именно вслух, а не про себя? Потому что чтение вслух – это речевая практика, чтение же про себя – молчаливое поглощение информации. Оно также позволяет научиться легко и точно выражать мысли, способствует увеличению словарного запаса, улучшению дикции, интонации, эмоциональной окраски, яркости, правильности речи и других её элементов. Чтение задействует большинство высших зон мозга. Это отличное упражнение для его поддержания «в форме». Чтение вслух помогает запомнить прочитанное и выстраивает отношения между чтецом и его аудиторией. Важно и то, что чтение вслух не только развивает, а ещё и объединяет. Согласно новейшим исследованиям, дети, которым читают вслух, почти на год опережают в развитии сверстников, лишённых такого удовольствия. Главное, что происходит при чтении вслух – развитие зрительной и слуховой памяти. Для тех, кто хочет грамотно и качественно говорить, не используя слов-паразитов, не имея явных дефектов речи, не запинаясь при этом, чтение вслух – лучший способ добиться таких результатов. Очень полезно при этом записывать собственный голос на диктофон и время от времени прослушивать, стараясь найти собственные ошибки и недочёты, чтобы избегать их в дальнейшем при непосредственном общении. Такая обратная связь позволяет, корректируя речь, улучшать её: работать над интонацией, корректировать тембр голоса и так далее. Некоторым людям сложно подобрать нужные, самые выразительные и подходящие к ситуации слова, наиболее чётко выражающие чувства и мысли. Чтение вслух способствует выработке гладкой речи, привлекающей внимание к собеседнику. По мнению учёных, для того, чтобы добиться значительных результатов по улучшению собственной речи и дикции, стоит проводить с книгой в руках и читать вслух не менее пятнадцати минут в день. Оптимальное для этого время – полчаса. При таком отношении к чтению результаты окажутся видны уже приблизительно через месяц работы. Регулярное чтение вслух позволяет научиться говорить гладко, словно по писанному.

Сейчас мы часто забываем, как звучит художественное слово, утрачиваем искусство воссоздания в живом слове чувств и мыслей, которыми насыщено художественное произведение. Вот поэтому специально для чтения вслух был придуман конкурс юных чтецов «Живая классика» и чемпионат «Открой рот».

Как правильно читать? Самое главное – не торопясь: максимально разрешённая скорость – 120 слов в минуту. Чётко проговаривать слова, делая ударения и паузы. Высший пилотаж – читая, произносить текст так, будто вы излагаете собственные мысли: не «читать», а «рассказывать».

Студентки 1 курса факультета дошкольного образования СОГПИ – Татьяна Зангиева, Тамара Кибилова, Дарья Трусова, Галина Карапетян, Тамара Бекузарова, Белла Гобозова, Мария Сабанова, а также студентка ГГАУ Кристина Бзарова  -  приняли активное участие в акции «Читаем вместе, читаем вслух!». Татьяна Николаевна специально к мероприятию подготовила небольшие по объёму, интересные и познавательные тексты по экологии, биологии, астрономии и другим естественным наукам, а также видеосюжет «Почему важно читать книги?» с выступлением Александра Хакимова, видеоролики с актёрским (Константин Хабенский) и авторским (писатель Александр Цыпкин) чтением рассказов на публике. А руководитель волонтёрского эко-отряда «Барс» Мадина Сланова рассказала слушателям о том, что в Осетии в 50-х годах прошлого века в горах был убит последний барс, и вот с 2017-го года в нашей республике действует проект по восстановлению популяции снежного барса, который так и называется «Возвращение барса».  В Год экологии Северная Осетия-Алания представила свою территорию в качестве потенциально возможного места выпуска леопарда в свой исторический ареал обитания. Здесь проходили научные исследования и ведётся работа по актуализации программы и включению Осетии в процесс восстановления леопарда на Кавказе. С целью реализации программы экопросветительских и природоохранных мероприятий в прошлом году был создан Волонтёрский экологический отряд «Барс». Говорила Мадина и о том, что благодаря молодым волонтёрам в республике было проведено более 300 крупных мероприятий для сохранения природы: ребята занимались уборкой мусора и озеленением населённых пунктов. Она предложила к прочтению вслух рассказ Алигейдара Мамедова «Одноухий», рассказывающий  о судьбе леопарда.

В игровой ситуации предполагаемого кастинга на место диктора радиопрограмм строгим жюри в составе члена Союза писателей России и РСПЛ Натальи Куличенко и главного библиографа отдела редкой книги им. В.Г. Шредерс ННБ Ларисы Хекилаевой были заслушаны выступления участников конкурса, в результате которого и были определены победители. Ими стали Кристина Бзарова, Дарья Трусова, Белла Гобозова и Татьяна Зангиева, получившие специальные призы за мастерство. Определяя победителей, жюри учитывало и правильное произношение слов, и расстановку в текстах смысловых ударений, и внятность, чёткость дикции, и эмоциональный окрас озвученного текста, и артистизм выступающих, их умение заинтересовать слушателей. Все остальные участники конкурса получили поощрительные призы.

Отвечая на вопрос блиц-анкеты «Сто бы вы хотели прочитать сегодня?», участники конкурса предложили стихи С. Есенина и Э. Асадова, романы Рэя Бредбери «Вино из одуванчиков», Колин Маккалоу «Поющие в терновнике», Шарлотты Бронте «Джейн Эйр», Эрих М. Ремарка «Три товарища»…

Акция не оставила равнодушным никого – все внимали силе слов, делились своими эмоциями, и просто получали удовольствие. Это был настоящий праздник чтения, на котором царила гармония: печатный текст, чтец, слово и слушатель стали одним целым.