ЖИВОПИСЬ

Версия для слабовидящих



Мансарда художника –> Живопись

Алена Шаповалова


"Я - типичный представитель мощной плеяды северо-осетинских художников", - так характеризирует себя Алена Шаповалова, молодая, необыкновенно талантливая художница из РСО-А. Она родилась и выросла во Владикавказе, впитала лучшие традиции осетинской художественной школы, усвоила уроки своих великих учителей Ш. Бедоева и Магреса Келехсаева и создала то искусство, тот стиль, который теперь можно назвать «стилем Алены Шаповаловой». Ее  имя известно не только в среде профессионалов, но и любителей современной авангардной живописи. Работы художницы знают далеко за пределами республики — в Санкт-Петербурге, Москве, Екатеринбурге, Сочи. Она снискала славу смелой авангардистки с концептуальным мышлением и безупречным вкусом.

«Дерзко, свежо, современно – и по-настоящему талантливо.     …Своеобразная рука, железный рисунок, самобытный почерк – она имеет все то, что  в сегодняшние дни становится большой редкостью», - так отзываются о каждой выставке Алены Шаповаловой ее коллеги-художники. В своих работах молодая художница затрагивает философские, религиозные, мифологические и психологические аспекты жизни человека, а именно, его внутренний мир и состояние души. Ей присущ особый, философски задумчивый взгляд на окружающую действительность. Это чувствуется даже в названиях картин, многое становится объяснимым и близким: «Мысли те, что по ночам мешают спать», «Голуби белые, … черные вороны», «Агрессия», « Кислотный дождь». В этих работах – часть ее души, это ее пространство, ее мироощущение. Здесь силуэты птиц вырисовываются на фоне неба, прорезанного черными проводами, прозрачный лес оплетает ветвями полную луну, а город, словно призрак, безжизнен и опустошен. Герои картин словно погружены в себя, в свою внутреннюю суть, а жизненная суета, пестрое чередование дней и событий остаются где-то там, за пределами виденного. В этих работах прекрасно отражается то, что  чувствует, что переживает художница, о чем думает и как воспринимает  современный мир. «…Художник не должен быть абсолютно радостным, оторванным от действительности. Я живу на Кавказе, и все происходящее меня волнует…, – объясняет свои картины А. Шаповалова. – А еще мне важно вычленить то специфически человеческое, нерастворимое, неразложимое, что кристаллизуется в душе каждого и составляет его ценность».

Алена Шаповалова живет в постоянном поиске себя как художника. Об этом говорит ее участие в различных симпозиумах, выставках, в самых ярких и необычных спецпроектах последних лет. Она и сама является автором и куратором некоторых из них.

В центре проекта «Шаги безысходности»(2010) лежит образ города – призрака, города без адресов и фамилий.

В основу «Двуединства»(2010) положены философские понятия о вечной борьбе и единстве противоположностей, миф об Андрогине, древнем двуедином божестве. За гордыню разделил его  Зевс на две половины - мужскую и женскую - и обрек на вечный поиск целостности и гармонии внутри себя.

В проектах «Структуры созидания» (2011) и «Пещеры технонеолита»(2012) нет лирического героя, а  реально существующие архитектурные объекты завораживают, поражают  величием того, что создано руками человека.

Тема «маленького человека», всем знакомая по школьным урокам литературы и вызывающая в памяти униженных и оскорбленных героев Достоевского или персонажей Гоголя, получает неожиданно жизнеутверждающее звучание в полотнах цикла «Маленький человек»(2014),;

Проект «Крестовый перевал» (совместно с Русудан Хизанишвили) (2015) связан не только с географическим названием объекта, напрямую соединяющего  два государства – Россию и Грузию. Это обмен опытом мнениями  и идеями, это дружба, не зависящая от расстояний и разногласий, разделяющих государства. «Крестовый перевал – это дорога, это тот самый мостик, который между нами, между Россией и Грузией, существует», - поясняет Алена.

Художница предстает перед нами в новом виде, неожиданном, но не менее привлекательном. Она словно перешагнула через какую-то черту в своем творчестве, раздвинула рамки своего мироощущения, зазвучала в ином ритме. «Я меняюсь, сегодня вижу так, а завтра, может, придет другой период. Пикассо сказал: "Человек имеет право меняться, даже художник". Если мне станет тесно в трех цветах, я не буду душить себя ради стиля, марки, имени. Мне нравится пробовать», - так объясняет эти перемены Алена Шаповалова, автор интеллектуальный, думающий, рассуждающий, изучающий и эмоционально пропускающий идею через свое существо.

 

Биографическая справка

Шаповалова Елена Николаевна

Родилась 29 июля 1978 г. в г. Владикавказ, Республика Северная Осетия-Алания

Образование

1993-1998 г. - Владикавказское художественное училище.
1998-2003г. -  Северо-Осетинский Государственный университет, факультет искусств, отделение изобразительного искусства, г. Владикавказ  (мастерская Магреса Келехсаева).
Выставочная деятельность - с 1996г.
С 2007 г. - член Союза художников России.
Участник межрегиональных и международных симпозиумов и конференций.
Работы хранятся в коллекциях
Музея эмальерного искусства, Кечкемет (Венгрия);
Музея современного искусства, Луксор (Египет);
Томского областного художественного музея, Томск;
Национального музея Республики Северная Осетия-Алания, Владикавказ;
Северо-Кавказского филиала Государственного Центра современного искусства, Владикавказ;
Фонда «Беннетон», Тревизо (Италия);
Культурного фонда «Al Asmakh», Доха (Катар»);
Агентство «Aрт-ру» (Москва);
Арт-центра «Гридчинхолл», Москва;
«Первой галереи», Каспийск» (Республика Дагестан»;
в частных собраниях в России и за рубежом.

  Награды и премии

2012 — Первый приз в номинации «Арт» за кураторский проект «После-Завтра» на «Форуме экспертов» фестиваля «Белые ночи в Перми» в рамках «Культурного альянса», Пермь;
2012 — Первый приз в номинации «Новая реальность», конкурс «Золотая палитра 2012», Ставрополь;
2013 — Номинант Премии Сергея Курёхина (Лонг-лист), Санкт- Петербург;
2015 — Специальная премия архитектурного журнала Speech на Международном конкурсе архитектурного рисунка «АрхиГрафика», Москва;
2016 — Лауреат Премии Президента Российской академии художеств З. К. Церетели на конкурсе «Красные ворота/Против течения», Москва.

Литература

Вершины. В ладонях неба. Владикавказ – Москва [Изоматериал] : [выставка современного искусства Кавказа, Москва, 15-18 июня 2012 г.] : каталог / Рег. общ. фонд содействия развитию культуры «Мир Кавказа»; [авт.-сост. М. Атаева]. - М. : СЕМ, 2012. – С.53.
Союз художников РСО-Алания [Изоматериал] : 70 лет : 1939-2009 : живопись, скульптура, графика, декоративно-прикладное искусство. – Владикавказ, Ростов-на-Дону : Аркол, 2009. – С. 108 – 109.
Художники Осетии [Изоматериал] = Ossetian artists / Союз художников РСО-Алания ; Региональное отделение ВТОО «Союз художников России». – Владикавказ, Ростов-на-Дону: Веста, 2014. – С.202 – 203.– Текст на  русск. и англ. яз.

***

Громова, С. Концепция «двуединства» глазами Алены Шаповаловой [Текст]: [о выставке-проекте молодой художницы-авангардистки А. Шаповаловой] / С. Громова // Осетия сегодня. – 18 мая. – С. 4.
Исраипилова, С. К дружбе – через искусство [Текст]: [о персональной выставке художников Патимат Гусейновой (Дагестан) и Алены Шаповаловой (РСО-А) в Каспийске] / С Исраипилова //  Осетия. Свободный взгляд. – 2010. – 20 апреля. – С. 4.
Коваленко, Е. «Черное – к белому. Разделенное – к целому» [Текст]: [во Владикавказе открылась новая выставка молодой художницы-авангардистки Алены Шаповаловой] / Е. Коваленко // Северная Осетия. – 2010. – 14 мая.- С. 9.
Остаева, Т. Творчество молодых [Текст]: [о творчестве молодых художников А. Абаевой, Т. Тасоевой, А. Шаповаловой] / Т. Остаева // Национальный колорит. – 2008. - № 2. – С. 6 – 8: ил.
Юркова, Н. «Психология разделенности» [Текст] / Н. Юркова // Национальный колорит. – 2010. - № 1. – С. 26 – 27: ил.


Иллюзии Маки Пещеры технонеолита Последнее солнце Красный снег Икар

Склепы Струнный оркестр Третий лишний Цикл Маленький человек Чужой город