Рейтинг@Mail.ru
НАМ 125 ЛЕТ!
 

«Проблемы национальной идентичности в контексте современной картины мира»

На изломе эпох люди всегда чувствовали прежде, чем осознать, глобальные перемены, меняющие всю их прежнюю жизнь. И вопрос, как самый главный, рождался будто бы сам собой из ниоткуда, врываясь в сознание: «что за новый дивный мир предстал вдруг и в одночасье»?

Подобным вопросом задались и участники Философского клуба при ННБ РСО – А. В контексте современной картины мира, проблема национальной идентичности является основополагающей, потому что человек это существо общественное, а общество это и есть сложнейший конструкт, регулируемый и организованный определенными нормами и правилами. Каждое общество имеет свою национальную самобытность и члены этого общества идентифицируют себя со своими обществами, обретая свою «самость», подлинность. Явления современного мира как характерная черта этого нового мира демонтируют традиционные общественные институты, создавая новые конструкты и, по сути, нового человека. На каких идеях основан этот демонтаж? Как это происходит и как необходимо при этих условиях не потерять свою, эту самую, национальную идентичность. Эти и многие другие стороны проблемы и обсуждались 23 декабря любителями философии.

Открыл заседание клуба по традиции Цораев Заурбек Умарович, сразу же отметив непреходящую актуальность поисков «самих себя» в связи с различными версиями этногенеза осетинского народа. Этих версий, по его словам, в научной мысли было несколько: происхождение осетин от половцев, от ирано – язычных предков, от германских народов, от евреев (Пфафф, В.Б ). А В 20 веке, осетиноведы В.И. Абаев и Е.И. Крупнов установили скифо – сарматские, аланские источники в смешении с кавказским субстратом как начало истории осетинского народа. Причем последняя указанная версия является на сегодняшний день основной. Но в любом случае, по мысли Заурбека Умаровича, развитие науки покажет, какая из них является более объективной. В дальнейшем, выступали и делились своими мнениями другие участники, такие как Бестаев Александр, Кокуаты Алхаз, Абаев Алан, Герман Кулаев, Бадзиев Артур, Султанова Зарина, Мамиев Алан. В частности, Абаев Алан попытался в своих рассуждениях увидеть «точку отсчета» движению вперед, отталкиваясь от простых, но важных моментов, таких как: что будет с нами завтра? Что грозит этносу, находящемуся внутри российской государственности? Как мы сегодня должны себя вести учитывая внешние угрозы являясь форпостом южных границ России? Что нам нужно сегодня делать, чтобы не потерять свою идентичность, которая неразрывно связана, в том числе, и с историей России. Многие отвечали на эти вопросы в формате возврата к традиционным ценностям в духе консерватизма, взятого самого по себе, не замечая при этом, что живая жизнь народа, объективно вплетена в современность и игнорировать эту современность не получится, да и не надо, поэтому нужны новые подходы, новые способы встраивания, осуществляемые без утраты при этом своей этнической самобытности, причем подлинной, а не кажущейся. А это требует выхода на новый уровень вопросов: что такое подлинность? В чем ее метафизичность, сущность? Кто деконструирует традиционные общественные институты, с какой целью и как не потерять эту самую подлинность, как основу развития жизни народа?... Эти глубинные вопрошания только и создают ту атмосферу искренней вовлеченности в процесс проговаривания собственных мыслей, которые и влекут всегда и везде людей неравнодушных к совместному ответу на те или иные вызовы исторической реальности. Думаю, такую атмосферу создать нам удалось.

Очередная встреча Философского клуба планируется 20 января 2021 года. О времени и теме встречи будет сообщено дополнительно, ждем новых участников и неравнодушных жителей нашей Республики.