Рейтинг@Mail.ru
24 июня библиотека будет закрыта в связи с Указом Президента РФи от 29 мая 2020 года № 345 «О проведении военных парадов и артиллерийского салюта в ознаменование 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов и Парада Победы 24 июня 1945 года».
Приносим извинения за возможные неудобства!

Осетия-Родина дирижёров
или

 

«Музыка – весь мир. Когда я дирижирую, я чувствую себя хозяином мира, как король.
Огромная тишина передо мной. Делаю знак начинать и вижу с большим волнением, что к моей
палочке привязан весь оркестр: его голос родится из моей руки, выходит из тишины и
возвращается в нее…»

Федерико Феллини «Репетиция оркестра»



Первая в мире женщина-дирижер Симфонического оркестра Вероника Дударова, чьим именем названа звезда в малой солнечной системе – «Ника Дударова». Не первое десятилетие царит на планетарном музыкальном троне великий маэстро Валерий Гергиев.  У  руля главного театра страны Туган Сохиев, который начал управлять оркестрами с тринадцати лет. Покоряют музыкальные вершины Тимур Зангиев, Хетаг Тедеев, Георгий Албегов, Дана Муриева.  У каждого свой почерк, свой подход к работе с оркестром. Но всех их объединяют две вещи – ее Величество Музыка и Осетия.
Их имена звучат, о них говорят, о них пишут, им посвящают стихи, о них снимают фильмы,  они – признанные мастера. Они – достояния всего музыкального мира, но Родиной для них всегда будет оставаться Осетия.
Этот электронный справочник о них, виртуозах мирового уровня из Осетии.
Будем рады Вашим предложениям, пожеланиям, замечаниям.


Автор проекта и составитель - Ирина Бибоева
Компьютерный дизайн - Карина Татрова
Наши контакты:
E-mail: biboevaig@mail.ru
Тел.: 8-918-821-07-87






Вероника Дударова  (05.12.1916–15.01.2009). Единственная в мире женщина-дирижер симфонического оркестра. Ее имя занесено в Книгу рекордов Гиннеса, поскольку она остается единственной женщиной, стоявшей за дирижерским пультом более полувека.

Народная артистка СССР, народная артистка России (1960), народная артистка Удмуртии (1964), народная артистка Республики Северная Осетия–Алания (1996), заслуженный деятель искусств РСФСР (1958), Северо-Осетинской АССР (1949), лауреат Государственной премии России (1980), Государственной премии имени К. Хетагурова РСО–Алания (2001). Вероника Борисовна награждена орденами Октябрьской Революции (1986), «Знак Почета» (1967), «За заслуги перед Отечеством» III ст. (1996), медалью «Во славу Осетии» (1996). Академик Международной академии творчества (1999). Почетный гражданин городов Буэнос-Айрес и Владикавказ. Родилась в Баку, в осетинской семье. Начальное музыкальное образование получила в музыкальной школе для одаренных детей при Бакинской консерватории. Окончила факультет симфонического дирижирования Московской консерватории (1947).

В 1944 г. Вероника Дударова работала дирижером Центрального детского театра в Москве, в 1945–1946 гг. – дирижером-ассистентом Оперной студии при Московской консерватории. С 1947 г. В. Дударова – дирижер, а с 1960 по 1989 г. – главный дирижер и художественный руководитель Московского государственного симфонического оркестра. С 1991 г. – организатор, художественный руководитель и главный дирижер Государственного симфонического оркестра (ныне – Симфонический оркестр России).

До последних дней Дударова продолжала дирижировать и даже свой 90-летний юбилей встретила за пультом, блестяще исполняя «Болеро» Мориса Равеля. Исполнение Дударовой этого произведения до сих пор считается непревзойденным. Кроме «Болеро» в числе лучших работ Дударовой – «Реквием» Верди, «Иоанн Дамаскин» Танеева и многие другие. Кроме того, оркестром Дударовой была записана музыка к пятидесяти кинофильмам, в числе которых «Идиот», «Сорок первый».

В  2012 году на Троекуровском кладбище нашей легендарной соотечественнице открыт памятник работы известного осетинского скульптора, члена СХ России Олега Цхурбаева.


Автор проекта Фариза Басиева

Батагова Т. Вероника Дударова / Т. Батагова. – М. : Музыка, 2001. – 198 с. : ил.


На титульном листе книги два автографа – дирижера Вероники Дударовой и автора Татьяны Батаговой

Прометеево пламя
Этюд к портрету

Огонь очистительный.
Огонь роковой,
Красивый, властительный,
Блестящий, живой!

...Проворный, веселый и страстный,
Так победно-прекрасный...
Вездесущий Огонь, я тебе посвятил
все мечты,

Я такой же, как ты.
О, ты светишь, ты греешь, ты жжешь,
Ты живешь, ты живешь!

 К. Бальмонт. «Гимн огню»


Мощной, неподвластной человеку стихией звучит музыка. Звуки накатываются грандиозными космическими волнами, вспыхивают стоцветием красок, обжигают пожаром чувств. Оркестр, хор и орган перекликаются музыкой небесных планет, фортепиано парит мятежно-героическим духом. В Большом зале Московской консерватории исполняется «Прометей» Скрябина, одно из самых необычайных и грандиозных сочинений русской музыки XX века.

Со сцены льются потоки удивительной музыки. Океан эмоций то замирает нежностью и истомой, то бушует героическими порывами, то ликует экстатической радостью, то вздымает валы ураганного гнева. Вспыхивают звездные искры, переливаются огненные струи и сполохи. В воображении проносятся картины библейской и греческой мифологии — космогонические сюжеты превращения хаоса в космос, отделения света от тьмы, сотворения мира и человека, героические сюжеты борьбы Титанов с Богами. И наконец перед мысленным взором вырастает колоссальная фигура Прометея, во всем величии его духовных и интеллектуальных сил. Прометея — не дерзкого героя, титана-богоборца, а Творца, Демиурга, Прометея, каким его мыслил Скрябин. «Прометей, — писал композитор, — есть символ... Это активная энергия вселенной, творческий принцип, это — огонь, свет, жизнь, борьба, усилие, мысль».

Осуществляет постановку «Прометея», превращая концерт в феерию, Вероника Дударова. Она и сама сейчас как Прометей, воспламеняющий божественным огнем музыкантов и слушателей. Сокровенное, зашифрованное композитором в нотах пламя вспыхивает и ярко горит в руках дирижера-Прометея.

«Огненный дирижер!» — так любят называть Веронику Дударову журналисты. Найденный кем-то меткий эпитет кочует из статьи в статью, не превращаясь, однако, в штамп. Огненность, пламенность — это действительно органичная черта Дударовой-дирижера. Это и ее колоссальный артистический темперамент, и необыкновенная способность зажигать других. Это и ее постоянное духовное и творческое горение. И непрерывный поиск. И бесконечный возвышенный труд. Огненность — это и созидательная сила, и гордый Прометеев дух Маэстро.

Вероника Дударова отлично помнит тот день, когда впервые ощутила всю силу обжигающего творческого огня. Студентка Ленинградского музыкального училища, она пришла в Большой зал Ленинградской филармонии на концерт Заслуженного коллектива РСФСР, Ленинградского академического симфонического оркестра. Исполнялась «Поэма экстаза» Скрябина, дирижировал А. Мелик-Пашаев. Музыка поразила грандиозностью и героическим пафосом. В душе Вероники Дударовой, сидевшей в зале, разгорелся настоящий пожар. Оркестровые звуки окрыляли; сильнее чем прежде захотелось дирижировать самой. В который раз девушка услышала свой собственный, внутренний оркестр. В который раз захотелось самой исполнить произведения Скрябина и Моцарта, Чайковского и Бетховена так, как слышала их только она. Теперь, после концерта, Вероника почти наверняка знала, что будет стоять за дирижерским пультом.

Прошло немного времени — пять консерваторских студенческих лет, и мечта сбылась. Вероника Дударова стала дирижером. Огонь творчества, разгораясь все сильнее, помогал одолевать преграды и воплощать задуманное, освещал неторные дороги «от капельмейстерства к дирижированию», от профессионализма к мастерству, от мастерства к совершенству. Огонь превратился в победно-прекрасное Прометеево пламя, так отличающее Веронику Дударову от других дирижеров.

Окрыленная мечтой
(Фрагменты)

По-разному рождается и воплощается мечта. Для кого-то мечта с детства становится путеводной звездой, освещающей весь жизненный путь. Другой завоевывает ее словно неприступную горную вершину, сначала долго готовясь к восхождению, а затем медленно и упорно, на пределе сил поднимаясь к немыслимым высям.

Но бывает и так, что человек даже себе долго не признается в заветном желании, как будто не подозревает об истинном своем призвании. Трепетная мечта живет в самых сокровенных тайниках души и, словно фантастический талисман, сказочная бусина желаний цыкурайы фаердыг, прячется от чужих глаз. Но и такой обладатель бесценного дара рано или поздно делится своим состоянием, воплощая в жизнь заветную мечту.
Казалось, Вероника Дударова не мечтала стать дирижером. В детстве она с увлечением танцевала, пела, учила иностранные языки, играла на рояле.

 Вероника в детской балетной школе



…Когда стало ясно, что музыка — ее стихия, стала учиться игре на фортепиано, сначала в группе одаренных детей при Азербайджанской консерватории, затем в Бакинском музыкальном техникуме и Ленинградском музыкальном училище. В консерватории Вероника тоже намеревалась учиться искусству фортепианной игры. Будучи студенткой, успела поработать концертмейстером. Но когда пришло время поступать в консерваторию, документы отнесла на отделение симфонического дирижирования.

Что же, решение стать дирижером пришло к Веронике вдруг, неожиданно? Конечно, нет. Оно зрело долго, исподволь все школьные и студенческие годы, и в 23 года девушка уже точно знала, что хочет работать с симфоническим оркестром. Некоторые колебания у Вероники, правда, были. Ведь ей прочили успешную пианистическую карьеру. Стоило ли этим пренебрегать? С другой стороны, понятие «женщина- дирижер» в те годы было едва ли не условным. Женщины, выступавшие в качестве симфонических дирижеров, как правило, обладали двумя-тремя основными музыкальными специальностями. Например, Н. Буланже была в первую очередь композитором, педагогом, органисткой, Э. Легинска — пианисткой и композитором. Большинство женщин, мечтавших о симфоническом дирижировании и даже посещавших специальные классы в консерватории, как, например, пианистка М. Юдина, дирижерами так и не стали. Нужна была абсолютная убежденность в своем призвании и даже отвага, чтобы дерзнуть сделать дирижирование профессией.
Вероника Дударова в глубине души была уверена в том, что родилась дирижером. Веря в свой дар, Вероника решила реализовать его, несмотря ни на что. Судьба об этом тоже заботилась и дарила ситуации, встречи, впечатления, которые расшифровывались, как меты, знаки-напоминания жизненного предназначения.

Вероника Дударова родилась в Баку в семье инженера нефтяных промыслов А. К. Дударова… Солнечный южный город, пестрый, многонациональный, красочный, был напоен музыкой…

События музыкально-театральной жизни города — концерты, гастроли, оперные премьеры — были неотъемлемой частью жизни бакинской интеллигенции. Еще живы были традиции любительского исполнительства и домашнего музицирования, дань которым отдавали и в семье Дударовых. Отец — Асламбек Камбулатович Дударов — был, безусловно, человеком одаренным. Инженер, получивший образование в Петроградском технологическом институте, он очень любил музыку, искусство. Асламбек Камбулатович обладал прекрасным слухом, замечательной памятью. Веронике с детства запомнились семейные посещения концертов, оперных спектаклей, цирковых представлений, после которых отец абсолютно точно напевал, а чаще насвистывал полюбившиеся мелодии.


Семья Дударовых: Елена Даниловна Тускаева, Асламбек Камбулатович Дударов, Вероника (первая слева), Аматхан, Тамара



Сестра Асламбека Фатима была прекрасной гармонисткой. Она знала и виртуозно исполняла на национальном инструменте огромное количество осетинских народных песенных и танцевальных мелодий. Хорошо пела Зарифа — двоюродная сестра Вероники по материнской линии. Две старшие дочери Дударовых, сестры Вероники Тамара и Аматхан неплохо играли на фортепиано. Их игра звучала в доме ежедневно и стала привычной для младшей Малексимы, как звали в детстве Веронику. (Имя Малексима девочка получила при рождении, после крещения стала Вероникой.) Не была лишена музыкальных пристрастий и мать Вероники — Елена Даниловна Дударова, урожденная Тускаева.

Не случайно всем трем дочерям она сочла необходимым дать музыкальное образование. Красивая, с запоминающейся благородной внешностью, женственная и мягкая, она обладала в то же время сильным и независимым характером, была от природы гармоничной натурой. Всю себя Елена Даниловна отдавала семье, заботилась о воспитании дочерей, поддерживала тепло и уют в доме.


Братья Елены Даниловны Бедта (Петр) Тускаев и Джимо (Александр) Тускаев были известными среди осетинского казачества офицерами.
Джимо Тускаев, начинал свой воинский путь в 1-м Горско-Моздокском казачьем полку, затем служил в охране вдовствующей императрицы Марии Федоровны, позднее — в Личном конвое императора Николая II (1902—1910). В 1910—1912 годах Александр Тускаев командовал сотней Собственного Его Императорского Величества конвоя, в 1912—1916 — 1-м Волжским полком Терской Казачьей армии, в 1916 — 2-м Сунженско-Владикавказским казачьим полком.



***

Дударовы жили открыто и гостеприимно. Среди друзей семьи были представители разнонациональной бакинской интеллигенции, в том числе и осетинской. Частым гостем в доме Дударовых был Борис Александрович Галаев (Аслан-Гирей Галати) — известный впоследствии осетинский композитор, земляк Елены Даниловны, родившийся, как и она, в станице Черноярской. Бакинские годы — 1925—1927 — стали переломными в жизни Галаева. Бывший кадровый военный, недавно демобилизованный из рядов Красной Армии, Борис Александрович мечтал о профессиональной карьере музыканта. Галаев был влюблен в музыку, сочинял, но решиться на крутой жизненный поворот ему в 37 лет было непросто. В тот момент очень помогла поддержка друзей, тех, кто слушал его игру и импровизации на рояле на вечерах у Дударовых. Желание стать композитором превратилось в убеждение во многом благодаря участию Асламбека Дударова.


Даниил Тускаев, дед Вероники Дударовой



Осенью 1927 года Б. Галаев отправился в Ленинград и поступил в Центральный музыкальный техникум, окончательно определив свою судьбу. Впоследствии Б. Галаев стал одним из основоположников национального музыкального искусства, человеком, внесшим огромный вклад в становление и развитие осетинской культуры.

С детства окруженная музыкальной атмосферой, Вероника очень рано и ярко сумела проявить свою одаренность. Ей нравилось слушать сестер и гостей, музицирующих у рояля, но еще больше нравилось выступать самой. Крохотная певица артистично и с удовольствием исполняла цыганские романсы, услышанные от старшей сестры, доставляя слушателям немало веселья и радости…

… Быть может,  уже тогда на листе судьбы маленькой девочки, отличавшейся необыкновенной музыкальностью и сильным характером, начал  проявляться дирижерский силуэт?

***

…Она снова поднимает палочку. Мелькают в фантастическом танце руки. Щедрый дударовский жест необычайно эмоционален, выразителен, пластичен и в то же время предельно точен…







Народный артист России, народный артист Северной Осетии, лауреат международного и всесоюзного конкурсов дирижеров, художественный руководитель-директор Мариинского театра, дважды лауреат Государственной премии России (1994, 1999). За выдающееся исполнение классической музыки Валерий Гергиев был удостоен титула «Лучший дирижер года». А в феврале 2003 г. стал  кавалером французского Ордена искусств и литературы. С 1997г. он является главным приглашенным дирижером «Метрополитен опера» (Нью-Йорк). Такая должность впервые в истории этого театра была создана специально для Валерия Гергиева. Он дирижирует всемирно известными оркестрами: Венским филармоническим оркестром, Чикагским филармоническим, Лондонским симфоническим, Берлинским филармоническим, оркестром Королевской оперы, театра «Ковент-Гарден», «Ла Скала».

Музыкальное образование получил в Ленинградской консерватории в классе профессора И.А.Мусина. В 23 года он одержал победу на конкурсе дирижеров им. Герберта фон Караяна в Берлине, и еще студентом консерватории был приглашен в Кировский театр.

В возрасте 35 лет Валерий Гергиев был избран художественным руководителем оперной труппы, а с 1996 он является художественным руководителем-директором Мариинского театра.

Валерий Гергиев – инициатор создания и художественный руководитель многих международных фестивалей: «Мир Кавказу» (Владикавказ), «Миккели Фестиваль» (Финляндия), фестиваль «Красного моря (Эйлат)», «Киров – Филармония» (Лондон), «Роттердам Филармоник», «Гергиев Фестиваль» (Голландия) и, конечно же, «Звезды Белых ночей» в Санкт-Петербурге и «Московский Пасхальный фестиваль». В 2007 году министр культуры Франции Рено Донедье де Вабр произвел главного дирижера  Мариинского театра в офицеры ордена Почетного легиона.

Валерий Гергиев является обладателем множества наград правительств разных стран мира, в том числе Японии, Нидерландов, Финляндии и России.


Валерий Гергиев в Национальной научной библиотеке РСО-Алания

В 2003 г. к 50-летию Валерия Гергиева Национальная библиотека подготовила биобиблиографический указатель «Маэстро мира».





Сохиев Туган Таймуразович (22 октября 1977). Народный артист Северной Осетии. Родился во Владикавказе. Окончил Владикавказское музыкальное училище имени В.А. Гергиева (1996) и Санкт-Петербургскую консерваторию. Занимался в классе профессора И.А. Мусина (1996–1999). Принимал участие в концертах во Владикавказе и мастер-классах в Ниде (Литва). Лауреат III международного конкурса имени С.С. Прокофьева (II премия, Санкт-Петербург, 1999; I  не присуждалась). В Большом зале филармонии выступал на IV международном фестивале «Музыкальный Олимп» (июнь 1999) и на I международном зимнем фестивале «Площадь искусств» (декабрь 1999).

Молодой дирижер следует – с интервалом в четверть века – по пути Гергиева: он тоже получил первоначальное дирижерское образование во Владикавказе у замечательного педагога А. А. Брискина, ученика И. А. Мусина, а затем продолжил обучение у самого профессора в Петербургской консерватории. Сохиев тоже лауреат международного конкурса. Он совмещал  должности главного дирижера Северо-Осетинской филармонии и руководителя Уэльской национальной оперы (Кардифф).

В декабре 2001 г. дебютировал в Мариинском театре в программе «По страницам опер Россини» («Севильский цирюльник», «Путешествие в Реймс») и продирижировал вторым премьерным спектаклем «Евгения Онегина». В 2001 г. Сохиев был приглашен на должность музыкального руководителя Валлийской национальной оперы. В 2002 г. назначен музыкальным руководителем Уэльсской национальной оперы, сменив на этом посту Карло Рицци. Дирижерский дебют Сохиева на Западе состоялся в феврале 2001 г. («Богема» в Исландской опере). С 2005 г. Т. Сохиев был главным приглашенным дирижером Национального оркестра Капитолия Тулузы. В 2008–2009 – музыкальным руководителем этого коллектива. В 2010 г. стал главным дирижером Немецкого симфонического оркестра в Берлине.

В настоящее время  Туган Сохиев музыкальный руководитель Большого театра. Коллектив Национальной научной библиотеки РСО-Алания поздравил Тугана с назначением главным  дирижером и музыкальным руководителем главного театра страны и пожелал ему творческих успехов!

Браво, Брависсимо, ТУГАН СОХИЕВ!

Т У Г А Н У
Вот и вправду время мчит, как стрела.
Годы детства спят вдалеке…
Только палочка не была мала
Даже малой мальчишьей  руке.
И взлетала над залом волшебной птицей,
И в плен сердца забирала разом…
А мелодия продолжала длиться
На улицах Владикавказа…
Ну что ж,  Туган, ты, наверно, третий,
Кто, прорвав границ  и сомнений заторы,
Ещё и ещё раз принёс Осетии
Славу Родины дирижёров.
Вот и поднят парус…  И – взмах крылом!
Прощайте, спокойные гавани!
Знать, считают тебя «большим кораблём»,
Раз в «Большое» отправили плаванье.
Только помни, под мощный оперный хор,
Средь духовного изобилья:
Никакие высоты не выше гор,
Тех, что миру тебя подарили.

Ирина Гуржибекова,
народный поэт Осетии





В 7 лет Тимур ЗАНГИЕВ взял в руки легкую палочку, специально сделанную для него его учителем Тамерланом Хосроевым, и вышел на сцену. Кто-то считал выступление на юбилее школы не более чем фарсом и предлагал: «Пусть притворится, бездумно помашет руками, а дирижировать будет взрослый из-за кулис». Но педагог на фальшь не согласился, объяснил, научил, и за дирижерский пульт встал самый юный маэстро Тимур Зангиев. Мальчику понравилось, и очень скоро  весь мир в восхищении следил за тем, как 14-летний Тимур мастерски чувствует оркестр, управляет, направляет, воссоздает мощнейшие по эмоциональному накалу произведения известных композиторов.


Мстислав Ростропович и Тимур Зангиев


Сейчас уже Тимур дирижировал почти всеми оркестрами мира. Он был единственный, кто начал дирижировать в семь лет. Тимур уже работал с Большим симфоническим оркестром, Государственным камерным оркестром «Виртуозы Москвы», оркестром Мариинского театра... Сейчас Тимур учится в Центральной музыкальной школе при московской государственной консерватории

Очевидцы вспоминают. На репетиции Государственного камерного оркестра дирижер остановил музыкантов и сказал: «Фагот, извините, но у меня в партитуре си-бемоль». Музыкант вежливо ответил: «Простите, маэстро, я случайно сыграл си-бекар». Казалось бы обычная рабочая ситуация, но дирижеру Тимуру Зангиеву в то время не было и ...девяти лет. И был он таким маленьким, что, стоя за пультом, не видел музыкантов своего оркестра. Приходилось вставать на несколько подставок и дирижировать, стоя на шаткой конструкции. А когда юного дирижера спросили, не страшно ли стоять на такой пирамиде, он ответил: «Нисколько. Она была достаточно устойчивая, чтобы я мог сосредоточиться на дирижировании».

Оркестр играл в Москве, в зале Гнесинки,  «Прощальную симфонию» Гайдна. Тимур не только дирижировал, но и играл в ней партию скрипки. Продирижировав,  Тимур  в финале взял скрипку, подаренную ему в Италии (в городе, где работали такие мастера, как Амати, Гварнери и Страдивари…),  и закончил симфонию. Она играется при свечах, и в финале музыканты, задувая свечи, покидают сцену по одному. Скрипач в этом произведении последним задувает свечу.

Тимур – из музыкальной семьи. Мама Тимура – Инна Олеговна – работает концертмейстером в Московской музыкальной школе им. Лядова. На конкурсе концертмейстеров она вошла в пятерку лучших. Его бабушка – Эмма Адырхаева - заслуженный работник культуры России и замечательный педагог, преподает во Владикавказском музыкальном училище историю зарубежной музыки.





«…Встав к пульту, и взяв в руку палочку, Дирижер внимательно посмотрел на свой
оркестр... И следом за дирижерской палочкой потянулись ввысь смычки скрипок  и виолончелей,
блестящие трубочки флейт и кларнетов, раструбы туб и тромбонов. И по всему залу
торжественно и мелодично разлилась чудесная музыка, наполняя сердца зрителей счастьем и
восторгом. А старый, Занавес подумал: «Хорошо, что с нами есть тот, кто
всегда рядом, кто управляет, заботится и любит!»

Е. Люкманова «Притча о Дирижере»

 

17-летний дирижер из Северной Осетии покоряет сердца любителей классической музыки. Студент 1-го курса …. уже попробовал управлять оркестром московской филармонии. Выступление прошло успешно. Сам дирижер о своем таланте говорит скромно, зато его преподаватели не скупятся на комплименты и считают Хетага Тедеева перспективным музыкантом.

Оркестр московской филармонии под управлением юного дирижера из Осетии. Хетаг Тедеев побывал на мастер-курсе маэстро Юрия Симонова. В таком мероприятии Хетаг участвовал впервые. Организатор мастер-курса, Юрий Симонов, отметил: у Хетага большой талант, который развивать необходимо. «Мастер-курс маэстро Юрия Симонова, который прошел летом в Москве, был необычным мастер-класом. Обычно дают всего один день, а здесь это был целый курс. Была возможность работать с оркестром московской филармонии, оркестром высшего класса. И тот бесценный опыт, который есть у Юрия Симонова, эти знания и те умения – это было, конечно, потрясающе, что была возможность учиться у такого великого маэстро», – говорит музыкант.

Хетаг Тедеев принял участие в концерте стипендиатов фонда Мстислава Растроповича.

Рядом с Хетагом заслуженный деятель искусств Северной Осетии, педагог и старший товарищ Хетага Тедеева Тамерлан Хосроев.  Каждое выступление Хетага проходит под чутким руководством учителя. По словам Тамерлана, успешно достигая цели, его воспитанник ставит перед собой еще более сложные задачи. Но с ними, уверен педагог, Хетаг справится.

Хетаг Тедеев - стипендиат фонда «Юные дарования Осетии» и Российского фонда культуры, имя которого внесено в энциклопедию «Одаренные дети - будущее России».

Библиография
Дзагоева З. Подчинив себе музыку / Зарина Дзагоева // Слово.– 2016.– 26 февр.



В 2019 г. Хетаг Тедеев  стал лауреатом III Всероссийского музыкального конкурса по одной из самых престижных его специальностей - "Оперно-симфоническое дирижирование".  Церемония награждения состоялась в Концертном зале им. Чайковского в Москве.
Поздравляем!!! Гордимся!!!
См.:Музыкального обозрения.-  2020. - №7.


Хетаг Тедеев дает концерт в Главном книжном храме Осетии





Выпускник Детской хоровой школы г. Владикавказ, Георгий Албегов – воспитанник педагога, заслуженного деятеля искусств РСО-А Тамерлана Хосроева, являющегося основателем уникальной авторской школы преподавания симфонического дирижирования и чьими усилиями в республике появилась целая плеяда юных талантливых дарований - дирижеров, имена которых на слуху не только среди музыкантов и дирижеров Осетии, но и России - Тимур Зангиев, Хетаг Тедеев, Дана Муриева. После окончания школы Георгий Албегов поступил в Санкт-Петербургский строительно-архитектурный институт, но понял, что это не для него и поступил в Санкт-Петербургское музыкальное училище им.  Римского-Корсакова (класс преподавателя – заслуженного артиста РФ, профессора Владимира Альтшулера). 

У Георгия Албегова дар свыше. В четырнадцать лет он дирижировал симфоническим  оркестром. Он много работает собой. А жители и гости Владикавказа с удовольствием приходят оценить результаты работы - на концертах под управлением юного дирижера всегда аншлаг.

В самом конце прошлого года в Санкт-Петербурге,  на Невском проспекте, в Лютеранской церкви Святых Петра и Павла, проходил венский бал «Новогодний Штраус-гала». В программе концерта звучали самые популярные и самые позитивные произведения классической музыки:  польки и вальсы семьи Штраусов, блестящие опусы Чайковского... Подарил этот красивый праздник гостям и жителям северной столицы Санкт-Петербургский оркестр «Штраус-камерата». Дирижёр – наш земляк Георгий Албегов. 





Она взяла дирижерскую палочку, когда ее ровесники выводили палочки в тетрадках. Она читала партитуры, когда ее сверстники читали «Красную шапочку». Уже 10-летней девочка с косичкой уверенно, хотя и нестрого управляла коллективом взрослых людей. Ведь слово «дирижер» и происходит от французского глагола «управлять».

На втором году обучения в музыкальной школе во Владикавказе Дана Муриева вдруг  начала «жестикулировать». Мама обеспокоилась: на улице и дома, в транспорте и в школе девочка постоянно погружена в себя, поет и размахивает руками. Умная мама повела дочку не к врачу, а к ее преподавателю в музыкальной школе, та отвела Дану к директору… 

Педагоги единогласно решили: девочку надо показать Хосроеву. Выше авторитета в Осетии нет: композитор, педагог и  открыватель талантов Тамерлан Хосроев – учитель Тимура Зангиева и Хетага Тедеева, создатель уникальной школы симфонического дирижирования.

 Хосроев сразу разглядел дарование, но честно предупредил о тяжелой работе. Дана не испугалась и начала заниматься. Талант, помноженный на упорный труд и волевой характер, дал ожидаемые результаты: к своим нынешним четырнадцати годам Дана Муриева  успела  подирижировать ведущими оркестрами страны, участвовала в престижных фестивалях, получила стипендию фонда Мстислава Ростроповича. Она – единственная девочка-дирижер в мире!

Дана любит всех и живет музыкой, думает, что говорить о будущем рано, но точно знает, что это будет музыка. И очень-очень много работы – впрочем, точно так же, как сейчас. У юного дирижера большие перспективы, уверены  специалисты. Кто знает, может через несколько лет Осетия, Россия и мир получат вторую Веронику Дударову.

Журнал «Горец»

* * *

Взмах дирижерской палочки, и сразу становится понятно – в хрупком теле совсем недетская энергия. На смену плавным движениям приходит вдумчивая экспрессия. Дана начала дирижировать, когда ей было всего восемь. Тогда педагоги музыкальной школы впервые заметили, что во время пения девочка активно жестикулирует. Опытные музыканты отмечают: Дана очень тонко чувствует музыку – таким даром обладают немногие.

25 октября 2013 г. в главной библиотеке Осетии в рамках творческого  проекта «Музыка для вас» состоялась  встреча творческой интеллигенции Владикавказа с заслуженным деятелем искусств РСО-А, современным осетинским композитором, талантливым музыкантом, полновесно проявившем себя в композиции, дирижировании, музыкально-общественной деятельности и педагогике Тамерланом Тотурбековичем Хосроевым, чьи авторские хоровые и фортепианные сочинения постоянно присутствуют в репертуаре многих музыкальных коллективов нашей республики.

В концерте приняли участие симфонический оркестр Северо-Осетинской госфилармонии (худ. руководитель Ацамаз Макоев), хоровой ансамбль «Варенька» (худ. руководитель заслуженный работник культуры РСО-А Елена Хурумова), солисты (партия фортепиано) заслуженная артистка РСО-А Земфира Хестанова и Марина Толпарова. Романс для дисканта с симфоническим оркестром на стихи Георгия Дзугаева исполнила юная звёздочка Нелли Гончарук. Прозвучал отрывок из симфонической поэмы Т. Хосроева «По следам минувшей эпохи и «Скерцо для струнного оркестра». Весь вечер за дирижёрским пультом были воспитанники Тамерлана Хосроева – Хетаг Тедеев и Дана Муриева.