ДВА ПУТИ ТАНЦА

Версия для слабовидящих



Морис Бежар и Юрий Григорович… Родившись в один год с разницей в один день, они оба начали в истории балетного искусства новую главу.

Мориса Бежара (1927 - 2007) называли хореографом-дизайнером, бунтарем, первооткрывателем звезд. Судьба наградила этого человека многими талантами. Он успел реализовать себя как балетмейстер, режиссёр театра и кино, драматург, писатель и философ. В 1994 году Морис Бежар стал единственным в мире хореографом, удостоенным почётного звания академика Французской Академии Изящных Искусств.

Бежар был большим любителем русской культуры. Шедеврами стали его работы с Майей Плисецкой, Екатериной Максимовой и Владимиром Васильевым.

Бежар М. Мгновение в жизни другого [Текст] : мемуары / Морис Бежар ; [пер. с фр. Л. Зониной ; послесл. В. Гаевского]. - Москва : В/О Союзтеатр, 1989. - 237 с. : ил.

Я хореограф, потому что ничего другого не умею.

Расставшись с детством, которое впрочем, меня к этому никак не подготовило, я оказался танцовщиком. Ребенком я мечтал быть режиссером. Режиссер и танцовщик смастерили хореографа. И поскольку люди в итоге оказываются теми, кем они стали у истока жизни (я не верю в неожиданность призваний), похоже, что сегодня существует некий хореограф по имени Морис Бежар.

Бежар М. Мгновение в жизни другого. Книга 1 ; В чьей жизни? Книга 2[Текст] / Морис Бежар. – Москва : Русская творческая палата, 1998. – 240 с. : ил.

На протяжении всей моей жизни я вспоминаю о великих звездах Танца, у которых мне посчастливилось учиться. Мадам Егорова, Мадам Преображенская, Мадам Рузанн, Матильда Кшесинская, Александр Волынин – мне частенько кажется, что Россия – это моя хореографическая родина! С другой стороны – не странно ли? – знаменитый маэстро Санкт-Петербургского балета Мариус Петипа, - родом из Марселя, как и я.

Именно в поисках духа Мариуса, в конце сороковых годов я отправился в Лондон, работать с Николаем Сергеевым, который хранил точное хореографическое наследие ПЕТИПА.

Классический балет – источник модерна, постоянное созидание, преображение и эволюция техники танца.

 

Болеро [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=NRxQ_cbtVTI – 12.01.18

Балет Мориса Бежара «Болеро» на музыку М. Равеля (одна из первых постановок великого французского хореографа, осуществленных им в Бельгии для его знаменитой, ныне прекратившей существование труппы «Балет ХХ века») Майя Плисецкая причисляла его к вершине достижений хореографического искусства ушедшего столетия. Эротичный, но абсолютно не приземленный танец, исполняемый как некий ритуальный обряд, завладел всеми ее помыслами, едва лишь она его увидела. Плисецкая написала М. Бежару о своем желании танцевать этот балет, и уже через год, в 75-м, ей удалось выступить в нем: ее пригласили в Брюссель в Театр де ла Монне участвовать в съемках «Болеро» для телевидения.

Ромео и Юлия. Е. Максимова и В. Васильев [Электронный ресурс] Режим доступа https://www.youtube.com/watch?v=JsXwTbxOy84 -12.01.18

«…Появился Бежар и предложил «Ромео и Юлию». Не было бы Бежара, не было бы этого спектакля, который я, к сожалению, станцевала мало. Но все равно это была большая радость. С Бежаром работать огромное счастье, он необыкновенный художник. Для меня он был балетмейстер номер один нашего времени».
Максимова Е. Мадам «нет» [Текст]  / Екатерина Максимова. – Москва : АСТ-Пресс книга, 2003. – 344 с. – (Звёзды балета)

Юрий Григорович. 30 лет отдал Большому театру, где им были созданы сильные, яркие балетные спектакли «Легенда о любви», «Спартак», «Ромео и Джульетта», «Золотой век». Долгие годы Григорович возглавляет труппу Краснодарского театра оперы и балета, с которой гастролирует по всему миру.

Григорович Ю. Юрий Григорович : «Время стирает всё мелкое и наносное» [Электронный ресурс] : [к 90-летию : беседа с балетмейстером / беседовала Е. Федоренко] // Культура. – 2017. – 8 января. – Режим доступа:
http://portal-kultura.ru/articles/person/150260-yuriy-grigorovich-gody-v-bolshom-proshli-ne-naprasno/

Я никогда специально не выращивал звезд, даже не задумывался об этом. Делал свое дело, танцовщики мне помогали, и вместе мы создавали спектакль. Великой ценностью всегда считал труппу Большого театра в целом и потому приглашал тех, в ком видел индивидуальный талант. Имен называть не буду — их очень много.

Юрий Григорович [Изоматериал] : [фотоальбом] / [фотографии А. Макарова и др., сост. И авт. Текста А.П. Демидов]. – Москва : Планета, 1987. – 267 с. : ил., цв. ил.

Григорович, как известно, приверженец классической традиции. Он свято верит в возможности классического танца, о чём неоднократно заявлял в своих устных и печатных выступлениях. (…) Классические принципы и законы хореографии являют для Григоровича непреходящую эстетическую и философскую ценность. (…)

Танец, поднятый на качественно новую ступень своей выразительности и подчинённый сложнейшей задаче – живописанию характера. То есть танец, наделенный содержательными функциями, являющийся всякий раз главным средством в раскрытии персонажа.

Ванслов В. Балеты Григоровича и проблемы хореографии [Текст] / В. Ванслов. – Изд. 2-е., доп. – Москва : Искусство, 1971. – 302 с. : ноты, ил.


Светлана Адырхаева в балетах Юрия Григоровича

Svetlana Adyrkhayeva and Maris Liepa in Spartacus [Электронныйресурс] – Режим доступа : https://www.youtube.com/watch?v=tR8U_zt8NiE – 22.01.2018

Галина Уланова и ее ученица Светлана Адырхаева [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=6CsHEB0xUkk – 22.01.2018