Рейтинг@Mail.ru
Уважаемые читатели! 28 июля - санитарный день!
 

Двойники у Достоевского: генезис и развитие

В рамках празднования 200-летия со дня рождения великого русского писателя Ф.М. Достоевского в отделе художественной литературы Национальной научной библиотеки Северной Осетии (заведующая Марина Татарская) состоялась интерактивная лекция старшего преподавателя кафедры русской и зарубежной литературы филологического факультета СОГУ им. К.Л. Хетагурова Фатимы Бесоловой «Двойники у Достоевского: генезис и развитие».

Дисгармоническая современная действительность с её реальной светотенью, напряжённостью и беспокойством, её безднами и порывами к идеалу стала для Достоевского источником творческого вдохновения: писатель показывает, как эта самая действительность пагубно влияет на человека, обуславливая разлад его сознания, его внутреннего мира, отчуждения от самого себя, и в конечном итоге порождает на свет «двойника» - собственную противоположность себе самому.

Изображение раздвоения сознания и расщепления личности не было новаторством Достоевского (это древняя традиция, берущая начало ещё в мифах о культурном герое и трикстере (обманщике, ловкаче) как его двойнике, а также в дихотомических символах и знаках, постоянно эксплуатируемая в мировой литературе). В русской литературе, непосредственно предшествующей появлению «Двойника», к проблеме двойничества обращались А. Вельтман, А. Майков, В. Даль, А. Погорельский, элементы «внутреннего» и «внешнего» двойничества присутствуют в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и т.д. Но несомненно то, что именно Достоевскому удалось указать на раздвоенность человеческой личности как первооснову трагического мироощущения, поставив рефлектирующего русского героя в один ряд с Вечными Типами (например, Иван Карамазов как русский Фауст).

К приёму раздвоения Достоевский активно обращается на протяжении всего своего творчества: парные герои воплощали для него экзистенциальный дуализм мира, ждущий своего единения. В его произведениях читатель встречает большое разнообразие двойников. Присутствуют здесь фантомы, появляющиеся в галлюцинациях героев, или возникающие в результате психической болезни; а также двойники, которые не являются собственно призраками. Раздвоение личности персонажей может не порождать двойников, а проявляться лишь во внутренних поисках героя. Однако все двойники исполняют одну и ту же функцию: являются важным фактором, сопровождающим развитие самосознания героя. Мотив двойничества или раздвоенности связан с проблемой поисков личностью собственной идентичности, с душевными муками обретения самосознания, и мотив этот преломляется во многих его произведениях в той или иной степени. Первые намёки на двойственность есть уже в «Бедных людях», но чётко обозначенной и уже явно патологической является она в «Двойнике», где тёмные стороны души персонифицируются в образе двойника, внешне как две капли воды похожего на героя, но внутренне ему противоположного. От повести «Двойник» берёт начало в творчестве Фёдора Михайловича так называемая «тема подполья» («Записки из подполья»): человек «из подполья» у Достоевского – это уже осознанная, умышленная капитуляция перед внутренними силами зла, поощрённая к действию им же самим.

Причина двойственности чувств героев Достоевского заключается в проявлениях сложных отношений между чувством собственной недостаточности, малой ценности, а порой и никчёмности как личности (человек-«ветошка») - и желаниями, фантазиями о собственной значимости. Герои Достоевского ищут твёрдого, устраивающего их положения в обществе, но никак не могут прийти в гармонию с ним. Вследствие этого и появляется угнетающий сознание двойник, в котором воплощаются собственные тягостные, эгоистические представления. Романы и повести Ф.М. Достоевского изобилуют двойниками: это двойники-пародии (Иван Карамазов — чёрт, Смердяков); духовные, идеологические двойники (Ставрогин — Шатов, Кириллов, Пётр Верховенский); двойники, воплощающие какую-либо сторону натуры героя, доводя её до логического предела (Раскольников и Свидригайлов, Иван Карамазов и Великий инквизитор), персонажи, играющие роль двойников в структуре романа (Раскольников и Порфирий Петрович); двойники самого автора – в их уста Достоевский вкладывает свои мысли, через них он ведёт диалог с самим собой, мечтая стать в итоге двойником … Христа – через длительный и тяжелейший процесс самосовершенствования – до полного растворения в Христе. И как раз последнее и есть, пожалуй, самое ценное – стремиться изжить в себе внутренних демонов, устремляясь к свету духовности.