Рейтинг@Mail.ru
Уважаемые читатели! 26 и 27 мая библиотека не работает по техническим причинам
 

Правдивость – основа всех добродетелей?

24 марта в Национальной научной библиотеке РСО – Алания состоялась встреча любителей философии. В этот раз предметом обсуждения, стала тема правды как основы добродетелей, причем, взятая под вопрос, потому что только путем вопрошания возможно выговорить искомое.

Отвечая на этот вопрос, нужно понять, кто такой человек, задающий подобные вопросы и вообще любые вопросы.

Человек имеет много определений, идентифицирующих его сущность, и я думаю, главное из определений его состоит в том, что человек – существо духовное, причем со всеми вытекающими этическими категориями.

Организуя свою жизнь, человек ставит перед собой определенные задачи на пути движения к определенным целям. Бесцельных задач не бывает, то есть, бесцельных людей не бывает, потому что задачи эти решают люди. Но цели, сами по себе, это ничто. За любыми целями царят образы, цели обусловлены надеждами, ожиданиями, будь то сверхъестественными или естественными. Человек всегда стремится к этим образам, к этому блистательному совершенству, чувствуя, понимая свое несовершенство. Правда его жизни и состоит в том, чтобы организовывать все свои действия, всю поэтапность их осуществления согласно цели ведущей к совершенству. Он, как осколок большого Айсберга, хочет воссоединиться с этой льдиной, чтобы обрести былую целостность.

Целостность – вот к чему стремится человек.

Добродетели, как добрые, правильные, плодотворные деяния, основанные на правде соответствия их выбранному пути к намеченной цели, опосредованной религиозной или светской целостности, являются этическими нормами не дающими сбиться с жизненного пути.

Когда основа социальной правды, правда религиозная, онтологическая, либо конституционная, светская подвергаются сомнению, рушится мир образов, потому что он обессилен быть образцом ориентиров человеческих несовершенств. Человек тогда человек, когда он преодолевает самого себя, окружающий мир и мир в перспективе. В ином случае наступает время нигилизма, неверия в ценности, равнодушия к ним либо их радикальное отрицание. Человек находится в духовном кризисе, он ищет новую правду, новую религию, новые религиозные или светские цели. Он не может жить иначе, без веры, без надежды.

Конечно, сама этика не исчезает, она просто временно при этом оторвана от скрепляющей ее к себе трансцендентной субстанции, либо новым общественным договором, в который также будут верить, как и в Библию.

Таким образом, что такое Правда?

Например, Зарина Султанова, участница нашего Философского клуба считает, что правда многолика, в ней можно утонуть и поэтому ее нужно сгруппировать в области ее применения (социальной, биологической, географической, физической, и т.д.), чтобы иметь о ней ясное представление, ее относительность и объективность.

А вот Заурбек Умарович Цораев, ведущий заседания, поставил под сомнение правду, как основу добродетелей, и вместо правды поставил такую этическую категорию как мудрость, обосновав свою точку зрения примерами из самой жизни. «Благое вижу, а к дурному стремлюсь», – эту историческую фразу Овидия Заурбек Умарович напомнил слушателям для того, чтобы не лишний раз объяснить природу жизни как борьбу страстей. И результатом этой борьбы, по его мнению, должно стать мудрое решение.

В форме прочтения своих философских стихотворений, выступил и артист Осетинского театра Павел Кабисов, добавив в конце своего выступления мысль Достоевского о том, что дьявол с Богом всегда борются, а поле битвы – сердца людей.

Правду можно интерпретировать как ясное видение согласного соответствия социальной жизни с предписаниями религиозных, либо светских доктрин. Вера в эти доктрины основана на этой социальной правде. Малейшее искажение, ложь - начало к неправде, ведущей к полному отрицанию всех доктрин как основ этой социальной жизни, полной лжи и лицемерия.

Отсюда проистекают и все революции, в какой бы форме они не осуществлялись. Все они – суть революции социальные, ибо социум, и только он, является единственной силой способной решить вопросы этики, вопросы ценностей, вопросы своей духовной жизни. Человек как существо религиозное должен верить, не может не верить в то, что лучше его, сильнее, мудрее, правильнее. Как растение стремится к солнцу, так и человек стремится к Свету Знаний, нравственности, всей высшей совокупности этических категорий. И не важно, где этот высший мир сконцентрирован: в Мифологии, в Царстве Небесном, в Коммунистическом царстве земном, в абстракциях прав человека, или где бы то ни было еще.

Главное, чтобы люди верили, что эти высшие миры, были действительно образцами для его жизни, чтобы они были способными направлять его жизнь к лучшему, украшать ее, возвышать, облагораживать, обожествлять, и придавать ей, тем самым, тот смысл, который позволит ему жить без страха, с надеждой и верой.

Обретая такой смысл, человек обретает целостность.

Целостность и есть его правда, удовлетворение самых потаенных глубин его души, ради которых он становится человеком добродетельным. Человек добродетельный, живущий по правде, есть истинный человек. Все, вокруг нас и внутри нас по изначальной природе своей – истинно, а что не истинно, стремится к истинности. Отвергнутая истинность есть неправда, есть смерть, самоуничтожение.

Такова диалектика Бытия.

Смерть – как вечное Ничто, вот чего избегает человек, наделенный сознанием, волей, мышлением, выбором. Не потому ли так недолговечны земные царства тельца, признающие только материальную природу человеческого существа?