Рейтинг@Mail.ru
Уважаемые читатели! 26 и 27 мая библиотека не работает по техническим причинам
 

Экзистенциальная структура реальности: свобода или безопасность?

19 мая в Национальной научной библиотеке РСО – Алания состоялась встреча любителей философии, на которой обсуждалась тема экзистенциональной структуры реальности и вытекающие из нее вопросы свободы и безопасности.

Что такое экзистенциональность? История философии в лице ее ярких представителей, таких как, Кьеркегор, Ясперс, Сартр, Хайдеггер, Камю, Достоевский, определяет это понятие в различных интерпретациях, будь то атеистических или религиозных. Об этом и упомянул в самом начале нашей встречи, руководитель клуба, Заурбек Умарович Цораев. Состояние тревоги, брошенности в этот мир, приближение смерти, переживания обреченности, чувство беспредельного одиночества, но в то же время ответственности этих форм существований для будущего – вот некоторые общие взгляды этих философов, о которых подробно рассказывал Заурбек Умарович. Затем, непосредственно началась сама дискуссия, в которой приняли участие: Артур Бадзиев, Герман Кулаев, Зарина Султанова, Мадина Тезиева, Таймураз Макоев и другие участники.

Как понимаем экзистенциальность мы?

«Для нас мир существует постольку, поскольку мы сами есть, сами существуем. Наше существование формирует реальность для нас и в нас. Без нас ее нет. Разумеется, речь идет о человеческой реальности, одухотворенной. Эта реальность, структурированная человеческим духом, или, вернее, духом в человеческом теле, формирующим реальность и есть экзистенциальность». Так охарактеризовал это понятие в своем докладе Герман Кулаев. Звучали другие версии, например, Артур Бадзиев видит смысл человеческого существования в его достоинстве как ответственного члена общества, организующего свою жизнь по определенным правилам, порядку, устоявшимся традициям. По его мнению, человек, в связи с этим пониманием вышел из состояния дикости благодаря осознанию своей нравственной сущности. Это был процесс долгий, который привел его к цивилизованным формам своего бытия. Но тут у его оппонентов, в процессе обмена мыслями, возник вопрос; «А насколько эта форма существования, безопасность опасна в условиях неумолимого научно – технического прогресса?» Здесь, кстати, вспомнились в связи с поднятыми вопросами, известные произведения - романы «1984», «Мы», «О этот дивный новый мир» классиков Брэдбери, Замятина и Хаксли. Но, с другой стороны, абсолютная безопасность ведет к анархии. А что такое анархия? Неконтролируемая стихия животных инстинктов, или пред-порядок нового порядка, борьба нового со старым, оптимистическое безвременье нигилизма? Долго и эмоционально рассматривались эти лики наших совместных философских созерцаний…

В конце обсуждения нашей темы мы пришли к некоторым заключениям. Вот основные моменты. Человек истинной свободы, может быть свободным даже находясь в тюрьме, в голоде и холоде, и он живет не в мире сем, а в духовном.

Да, в физическом мире, в мире безопасном, необходимом, также существует свобода, но она имеет определимый, ведомый характер, ее определили, ее назвали, узаконили, она осуществлена в конституциях, в обычаях и нравах, она при - земле, она тень Бытия, она свобода с маленькой буквы свободы с Большой буквы. То есть, Истинная Свобода существует через человека, посредством человека в реальности и это существование необходимо, неизбежно и неотвратимо. В общем смысле для объективной реальности, свобода – это познанная необходимость. Свобода всегда найдет себе путь, и тот, кто противодействует ей, не ведает что творит.