Рейтинг@Mail.ru
Уважаемые читатели! 28 июля - санитарный день!
 

Симбиоз искусств «Вечером у камина»…

24 июня в зале художественной литературы Национальной научной библиотеки Северной Осетии прошло очередное собрание любителей литературы, живописи, театра и кино в полюбившемся владикавказской публике проекте «Вечера у камина». В продолжение пушкинской темы звучали широко известные имена Андрея Битова и Резо Габриадзе. А гости вечера могли ознакомиться с несколькими книжно-иллюстративными выставками, подготовленными к пушкинским дням.

Почти полвека своей творческой жизни писатель и критик Андрей Битов отдал изучению наследия Александра Сергеевича Пушкина. Ведущая мероприятия – заведующая отделом, заслуженный работник культуры республики Марина Татарская обратила внимание присутствующих на книгу, которая является едва ли не итогом пушкинских штудий писателя, куда вошли главы и фрагменты из шести по меньшей мере книг Битова - от "Пушкинского дома" до "Предположения жить" – «Воспоминание о Пушкине». Органичной частью и украшением книги является и совместная работа Андрея Битова и Резо Габриадзе о виртуальной жизни поэта: о путешествии Пушкина за границу, где, как известно, тот никогда не был, и подробные записи об одном дне поэта, "Трудолюбивый Пушкин", - тексты и рисунки соседствуют и дополняют друг друга. Сам писатель, родившийся ровно через сто лет после смерти А.С. Пушкина, говорил: «Я не совпал с Пушкиным во времени, но, тем не менее, пытаюсь вспомнить его живым. Это дается счастливым усилием. Надо опираться на то, что он написал, а не на то, что из него сделали». По мнению А. Битова, Пушкин знал, «с какими силами сталкивается - рок, судьба, империя, история, страсти, - и всё это в полной мере впускал в себя. Его покрыли лакированной плёночкой. Но на самом деле это - бездна. Если вы начинаете читать Пушкина так, как он это написал, вы проваливаетесь в каждом слове». М. Татарская рассказала о "пушкинской серии", которая была сделана Битовым вместе с Резо Габриадзе. О Резо Битов отозвался так: «Я о Пушкине не писал, он Пушкина не рисовал, но мы много с ним о Пушкине говорили. Эта история у нас тянется уже сорок лет - с 1965 года… он очень трудолюбив и интуитивен до предела. И с помощью трудолюбия и интуиции он может воскресить на кончике пера то, что другие изучают годами. С Пушкиным он, видимо, взаимодействует напрямую». Безусловно, для всех, кто чтит и любит «солнце русской поэзии», представляют интерес исследования писателя Андрея Битова, которому свойственны элементы литературной игры и интеллектуальной изощрённости. Битовское восприятие Пушкина складывается в свете двух концепций, сосуществующих в XX веке: классической, связанной с именами Белинского, Достоевского, - и новой фольклорно-анекдотической оценки образа Пушкина, родившейся в XX веке и связанной с именами Хармса, Набокова, Синявского. А пушкинские цитаты в произведениях Битова являются одним из средств выражения интертекстуальных связей, выполняя важнейшую конструктивную роль: за ними открывается глубокое освоение Битовым сюжетно-тематической структуры, идеи и - шире - художественной философии Пушкина.

Рассмотрели присутствовавшие в зале и книгу А. Битова «Кавказский пленник», о которой было сказано: «Может быть, впервые в ХХ веке человек другой культуры по-настоящему понял и полюбил Кавказ, с уважением признавая культуру и обычаи кавказских народов, сложное переплетение их судеб, а также неразрывность судьбы Кавказа и России». Целый раздел книги посвящён двум удивительно талантливым людям, давним друзьям Андрея Битова - писателю Гранту Матевосяну и режиссёру, сценаристу, художнику Резо Габриадзе.

Зрители посмотрели фото- и видеоряд «Пушкин глазами Габриадзе». Резо высоко оценивал графику Пушкина, а его собственные графические рисунки как будто продолжают галерею автопортретов А.С. Пушкина. Цилиндр, бакенбарды, пелерина, трость… Вот и Пушкин. Первый эскиз куклы «Пушкин» Резо сделал в 1984 году – так он из этого набора и состоял. По воспоминаниям А. Битова, «под достаточно прорисованными головой и туловищем болтались две едва намеченные, как ниточки, ножки. Это было, впрочем, естественно для марионетки: её водят сверху, и ноги ей нужны лишь для реализма: они у неё ходят безвольно и сами, как у пьяного. Каково же было моё восхищение, когда я прочитал (с большим опозданием) скандальную фразу Синявского о том, что «Пушкин вбежал в русскую поэзию на тонких эротических ножках»… Ножки на эскизе были в точь такие!» И впоследствии, как бы и в каких бы ситуациях ни изображал поэта Резо Габриадзе, всё едино: Пушкин у Резо – живой, вот и весь секрет волшебства рисунка!

А напоследок зрители с удовольствием посмотрели полнометражный анимационный фильм Лео Габриадзе «Знаешь, мама, где я был?», снятый по устным рассказам и 500 рисункам его отца — грузинского художника, писателя, режиссёра и сценариста Резо Габриадзе («Мимино», «Кин-дза-дза!»), который в последние десятилетия был известен как руководитель Тбилисского театра марионеток. В этой удивительной истории о жизни в послевоенном Кутаиси реальные факты перемешиваются с фантазиями и снами десятилетнего Резо, где он летает на истребителе, получает выволочку от Сталина и Ленина за опоздания в школу и пишет признания в любви самой красивой женщине города…29 июня 2021 года ему исполнилось бы 85. Габриадзе ушёл в мир иной в 222 день рождения Пушкина, своего любимого поэта и главного собеседника. В новой документальной картине Аси Гусевой «Побег. Пушкин. Битов. Габриадзе», которую покажут для узкого круга в день рождения Габриадзе и уже без него, идёт нескончаемый разговор с поэтом. По версии Резо, Пушкин не умер, а превратился в бабочку и улетел со своей Натали. «Сейчас таких людей нет. Может быть, есть, но не выросли», - говорит Ася Гусева о своих героях. Наверное, любой из нас мечтал бы о таких собеседниках…