Рейтинг@Mail.ru
Уважаемые читатели! 28 июля - санитарный день!
 

«Вопросы гуманизма в эпоху технотронного
переустройства мира и войны цивилизаций»

16 сентября в ННБ РСО-А состоялась встреча любителей философии, на которой рассматривались вопросы гуманизма в эпоху технологического переустройства мира и войны цивилизаций.

В своем вступительном слове председатель нашего Философского клуба Заурбек Умарович Цораев перед тем как все присутствующие вступили в открытый и понятный диалог, раскрыл само понятие гуманизма в различных его значениях. Так, в частности, он отметил, что понятие гуманизм включает в себя вопросы бытия личности, которые выходят на первый план его существования, его развития, становясь критерием общественного прогресса. Истоки такого бытия человека берут свое начало во времена перехода средневекового общества к Новому времени.

Уход от средневековой религиозности в основном коснувшийся европейского сознания вылился в явление антропоцентризма заменившего собой первенство Бога (теоцентризм). Это стало результатом глубочайшего кризиса католицизма и всей общественной жизни, связанной с этим направлением христианского вероучения. Обезбоживание мира, преклонение перед человеком, его способностями, в частности к техническому творчеству, привело к тому, что техническая цивилизация вступила на путь переделки самого человека. Крах былых надежд, дегуманизация, обезличивание – вот к чему может приводить гуманизм без Бога, заключил свою мысль Заурбек Умарович.

Действительно, человек движет судьбой, или судьба ли, Бог человеком, когда мы говорим о научно-техническом прогрессе, подразумевая под последним, не прекращающийся, по крайней мере, со времен ранней эпохи Возрождения исторический путь человека.

Мы постоянно задаемся вопросом о человеке, о его деяниях, о его происхождении, целях, как конечных, так и текущих. Эти загадочные стороны человеческого бытия, загадочны не потому, что каждый раз предстают в ответах мыслителей по-новому, по-разному, а потому, что даже самые точные научные знания о человеке только подтверждают свою неточность там, где правят силы, скрытые от самого точного микроскопа.

Электронный мир, которым обставлен все тот же природный человек с его страхами, мольбами и ожиданиями, создает иллюзию всемогущества одной из самых явных теперь уже сторон человеческой рациональности. Этот триумф точных измерений, математических исчислений, опытов и экспериментов заслоняет собой глубинные тайны человеческого одиночества, другой стороны его сущности, которая не умещается в этой глобальной микросхеме, имитаций, искусственного проживания в искусственном мире. Вся видимая жизнь человека, это в принципе искусство, подражательность тому, что внутренне он спланировал, отталкиваясь от неких образцов. Этот мир искусственных дел противопоставлен своим оригиналам. О чем речь?

Я говорю о скрытой человечности, которую порой облекали в различные одежды религиозного догматизма и светского морализма, а теперь цивилизационного, рационально-радикального гуманизма.

Не уйти, конечно, от самого себя, от естественной встроенности научного поиска в бесконечных лабиринтах, вечной земной жизни, качеств ее и наслаждений. Это наша естественная природа. Это наша судьба, и многое будет открыто, что еще не сделано, но в любом случае, не в этом суть.

Вопрос заключается в том, что нынешний уровень развития электронной техники, роботизации и автоматизации способен подавить самостоятельные потенции деятельности, не только физической, но и аналитической, образно-смысловой, по крайней мере, значительной части населения. Не для кого уже не секрет, что «искусственный интеллект» во много раз лучше, быстрее, экономически производительнее выполняет и математические и аналитические операции, имитируя работу левого полушария человеческого головного мозга.

Огромное число людей занятых различной интеллектуальной деятельностью останутся и остаются не у дел, вытесненные компьютерами, роботами и автоматизацией производственных процессов.

Чем будут заниматься эти люди?

Как они будут зарабатывать хлеб насущный?

Говорят, новая эпоха создаст новые рабочие места. Пока не очень что-то в это верится, и совсем не заметен позитивный опыт в этом плане, в таких масштабах чтобы не бить тревогу.

Но наука пытается идти еще дальше, в надежде разгадать тайны правого полушария человеческого мозга отвечающего за чувственно-образное восприятие мира, чтобы и эту функцию воспроизводить вне человека и помимо него, дабы лишить не нужных издержек экономических заинтересантов в жестоком капиталистическом мире вечной гонки за сверхприбылями. Но именно здесь и возникают непреодолимые пока что проблемы на пути современных экспериментаторов. То, что невозможно выразить точным математическим языком формальной логики, то что невозможно, соответственно алгоритмизировать, запрограммировать, то что молчит в своей образности, мнозначительности и всегда ускользающей за гранью понимания - поэтичности, это, единственное, что остается неприкосновенным, это та ценность, благодаря которой человек не просто частичка природы, которая познается, но именно, обладая ею, осознавая ее и взывая к ней, мы можем говорить о человечности человека в любую эпоху и во всяком рассуждении.

Человечность, таким образом, это не морализаторство, это не любовь к тому чего не любишь, это - самообращенность к своему потаенному «я», к своему неуловимому для электроники, молчанию, которое многозначительнее, громогласнее и судьбоноснее любых самых судьбоносных научных открытий.

Чело – вечность.

Именно в таком человеке заключена вечность, которую невозможно заменить никакими трансгуманистическими изобретениями и нововведениями.

Трансгуманизм вещаемый открыто, на пути к тотальной технотронной цифровизации, это как минимум – утопия, а как объективный результат, - самый утонченный фашизм, антигуманизм, ибо человечность оторванная (транс), от своего глубинного «я», это, действительно, только частичка природы, с которой можно делать все что угодно, конструировать, синтезировать ее элементы с другими природными элементами, как угодно, в интересах той политики, и тех политиков, которые будут обладать не только рычагами своей политической власти, но и полным контролем социального поведения масс. Этот контроль будет осуществляться с помощью продукции электронной промышленности, так называемой экономики «знаний».

Весьма противоречивая ситуация складывается на наших глазах.

С одной стороны, объективный процесс научного творчества, с другой стороны, субъективная преграда этому процессу со стороны каждой отдельно взятой личности обладающей всей возможной полнотой своих чувственно-образных, интуитивно - поэтических интерпретаций мира, не поддающихся какому-либо адекватному учету, анализу и имитации.

Этот очевидный конфликт, наверное, и есть тот, образно говоря, двигатель, с помощью которого осуществляется исторический процесс на современном этапе.

Человек все время пытался высвободиться от грубых связей с грубым бесчувственным, равнодушным материальным миром, природой, которая связывала его своими корнями, законами, биологическими, физическими, химическими условиями его существования. Человек тяготился всегда этим, жил не этим, а другим, в своих образах, мечтаниях, мифологическом, поэтическом и прочем другом духовном творчестве. Даже занимаясь наукой, он занимался ею страстно и вдохновенно не для того, чтобы слиться с природой, а для того, чтобы освободиться от нее, оторваться, и заняться самим собой, во имя таких же как он, заняться делами своей человечности, жизнью своего духа. Эта жизнь духа никогда не обретала и не может обрести полной своей самозанятостью, само-заботливостью и самостоятельностью до тех пор, пока она скована объективными законами природы. И роль науки в том и состоит, чтобы максимально облегчить обретение человеком своей человечности. Эти задачи наука может выполнить в ее теперешней технотронной стадии только при определенной политике, реализующей вышеуказанную цель. Весь вопрос в политике, а не в самой науке, как таковой. Поэтому никакая наука не могла и не может быть вне политики, указывающей ей те высоты или бездны, которые она должна преодолеть или в которые она должна упасть, сама того не ведая.

Некоторое пояснение к отношениям человека и природы.

Когда мы говорим о гармоничных отношениях с природой, то речь идет о таких отношениях, которые преломляются через чувства человека, через его духовный мир. Явления природы являются нам такими, какими видят их наши органы чувств, то есть органы души, а не такими, каковы они на самом деле. Каковы они на самом деле, мы не знаем и даже показания приборов всегда интерпретируются по-человечески.

Участники клуба жарко и увлеченно делились своими видениями складывающейся картины мира, и связывали будущее цивилизации с лучшими качествами Человека.

Продолжение дискуссии по этой теме состоится 30 сентября в 16.30 минут.